РАЗДЕЛ "ПРЕССА"

Оккупанты для запугивания заявителей на них в Евросуд пытают их родственников в Чечне

ИА DAYMOHK, 25.01.06г.

 

Правозащитный Центр «Мемориал» сообщает информацию о том, что на территории Чечни в отношении задержанного Мухаева Метхи Махмудовича, жителя с. Зумсой, временно проживающего в с. Ушкалой, применяются незаконные методы воздействия: психологическое давление, избиения, пытки.

Напомним, что Мухаев был увезен из дома своего двоюродного брата Агашева Ильяса в поселке Гикало в ночь с 29 на 30 декабря 2005 года. Около 1:00 ночи к дому Агашева подъехали две автомашины марки УАЗ. В дом ворвалась группа оккупантов и местных национал-предателей в масках, наставили автомат на Агашева и со словами «Где Мехти?» стали обыскивать комнаты. Обнаружив Мехти, они стащили его с постели, уложили на пол лицом вниз, затем, надев наручники, вывели на улицу босиком в нижнем белье и увезли в неизвестном направлении.

На второй день родственникам по личным каналам удалось установить, что той же ночью Мухаев был доставлен в Урус-Мартановский район Чечни, где так называемый «судья» назначил ему арест на 15 суток «за мелкое хулиганство».

После этого задержанного увезли в Итум-Калинское РОВД, где он содержался в течение суток, после чего был передан международным террористам в ФСБ, базирующихся в Шатойском районе Чечни. Родственники обращались в межрайонную прокуратуру, однако в прокуратуре сказали, что ничего о задержании Мухаева не знают. 16 января прокурор межрегиональной прокуратуры сообщил родственникам, что 11 января в 13.00. Мехти переведен на другую базу террористов - «в центральную прокуратуру» в Джохаре.
17 января сотрудникам ПЦ «Мемориал» удалось выяснить, что 13 января Мухаев был «передан в Оперативно-розыскное бюро Северо-Кавказского оперативного управления Главного управления МВД России в Южном федеральном округе по подозрению в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 209».

Террористы подтвердили сотрудникам ПЦ «Мемориал» пребывание там Мухаева. 18 января Мухаева перевели в СИЗО, а 20 января к нему получил доступ адвокат З. Хамзатханова. Как следует из протокола задержания, Мухаев был задержан 13 января. До этого он содержался в РОВД Шатойского района Чечни «в связи с совершением административного нарушения».

По сообщению «Мемориала», отмечает «Кавказский узел», в период пребывания в Шатойском «РОВД и в ОРБ-2», как следует из заявления Мухаева его адвокату, Хамзатхановой Зарете, он подвергался пыткам и избиениям, психологическому давлению.

Так, М.М. Мухаев заявил: «После задержания меня привезли в Итум-Калинский РОВД, а утром перевезли в город, завели в помещение, там был мужчина очень солидной внешности, который меня спросил «Ты выпил?». Я ответил: «Я не пьющий», после чего меня ни о чем не спрашивали, опять посадили в машину и ... я был увезен в Шатойский РОВД . 11 дней я содержался там. Все 11 дней в Шатое меня избивали, показывали фото и спрашивали, знакомы ли мне эти люди. Я отвечал, что не знаю, так как не знал их. У меня была опухшая голова, они запугивали меня, наставляли оружие и нажимали на курок, все внутренности у меня болели, я не мог дышать, но не давал показания, так как мне нечего было сказать».

По словам Мухаева, через 11 дней его перевезли в Джохар в ОРБ-2, в течение трех суток пытали током и избивали.

«Затем меня привели к следователю Пастухову, на его вопросы я отвечал, что не знаю, - говорит Мухаев. - После этого они увели меня и снова пытали, угрожали, без конца повторяли, что я пропаду без вести. Они говорили, что за мной приехали федералы, что они хотят меня забрать на Ханкалу, и тогда я пропаду без вести. Потом в комнату вошли русские, и те, кто пытали меня, сказали им: «Подождите еще чуть-чуть», а потом мне: «Ты должен сказать хоть что-то, они заберут тебя, и ты никогда не вернешься домой, пожалей свою старую мать, она умрет, если ты пропадешь, и своих детей пожалей».

Я подумал, мать и правда не выдержит, если еще и я пропаду, может быть лучше отсидеть, чем исчезнуть, сказать им что-нибудь, и тогда я сказал, что ко мне в дом врывались неизвестные люди с оружием, потребовали еду, поели и ушли. Тогда они меня спросили «Кто это?» Я ответил, что не знаю. На фото я узнал тех людей, которых знают в народе».

Как следует из материалов дела, Мухаева задержали по показаниям некоего Гамаева, который указал на Мухаева как на участника его вооруженной группы. Адвокат, присутствовавший на одном из допросов Гамаева, утверждает, что от избиений и пыток Гамаев самостоятельно не мог стоять на ногах.

В связи с этим ПЦ «Мемориал» просит генпрокурора России принять срочные меры и «провести прокурорскую проверку по фактам пыток и избиений, применяемых сотрудниками ОРБ-2, а также Шатойского РОВД, оградить Мухаева и Гамаева от незаконных методов ведения следствия и обеспечить объективное расследование дела».

«Обращаем Ваше внимание на тот факт, что М.М. Мухаев является членом семьи заявителей в Европейский суд по правам человека о похищении людей в с. Зумсой 15-16 января 2005 года, что дает основания усматривать в неправомерных действиях в его отношении попытку мести, либо запугивания заявителей со стороны силовых структур», - говорится в обращении ПЦ «Мемориал» к генпрокурору РФ Устинову.

На «проведение прокурорской проверки по фактам пыток и избиений» надеяться не приходится, так как именно Генеральная Прокуратура РФ и осуществляет прикрытие злодеяний путинской банды убийц, как заявил в своем обращении Президент ЧРИ Абдул-Халим Садулаев.