РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"
   

С Умаром ибн аль-Хаттабом

CHECHENPRESS, Отдел писем, 14.01.06г.

 

«Если бы после меня и был бы пророк, то им стал бы...». Да, как догадался уже наш читатель, им стал бы Умар. Так о нем говорил сам Пророк Мухаммад (мир ему).

Умар ибн аль-Хаттаб (599 - 664), ближайший сподвижник Пророка Мухаммада (мир ему), второй праведный халиф, ставший во главе мусульманского государства в 634 году после смерти халифа Абу Бакра. За десятилетний период правления Умара Ислам распространился далеко за пределами Аравии. Египет, Киренаика (область Ливии), Сирия, Палестина и почти вся Персия были присоединены к халифату в течение нескольких лет. Местное население приветствовало завоевателей как освободителей от византийского и персидского господства. Приверженцам других религий мусульмане предоставляли полную свободу вероисповедования. Эпоха правления Умара отличалась справедливым правлением и законностью.  Реальные факты его жизни ярко иллюстрируют слова Пророка, сказанные в его честь.  

Ты – пример для своих подданных

Осенью 636 года между мусульманами и персами у местечка Кадисия, близ Хиры, произошло решающее сражение. Главнокомандующим мусульманского войска был ближайший сподвижник Пророка Саад ибн Абу Ваккас. Через четыре дня упорных боев полководец персов Рустум пал, а его войско бежало. Вскоре покинутая шахиншахом Йездигердом III столица Персии Ктесифон, открыв городские ворота, встречала армию халифа как освободителей. Все дворцовые ценности, золото и драгоценности династии Сасанидов, накопленные за долгие века своего могущества, Саад отправил в казну халифата. Общая стоимость военной добычи составляла девятьсот миллионов дирхемов.

Когда халиф Умар увидел прибывшее в казну богатство, он воскликнул: «Поистине, мусульмане проявили честность». Советник халифа Али ибн Абу Талиб, стоявший рядом, сказал: «Ты воздерживался от плохого, и подданные воздержались, а если бы ты жил привольно, то и они жили бы также!»

Я не вкушу масло

Во времена халифа Умара мусульман постигла засуха. Халиф тот час же запретил для себя молоко, сливочное и растительное масло. Вскоре у изнуренного от недоедания Умара поменялся даже цвет лица. Сподвижники, обеспокоенные его состоянием, спросили халифа: почему он отказывается от еды? «Клянусь Аллахом, – воскликнул Умар, – я даже не попробую масло до тех пор, пока его не вкусят бедняки». Впоследствии один из сподвижников рассказывал: «Если бы не исчезла засуха, то мы серьезно полагали, что Умар умрет из-за бремени заботы и тревоги за мусульман».

Лечение гордыни

Однажды халиф Умар зашел в мечеть. При виде халифа сидящие встали, выказывая почтение халифу, а в мечети наступила тишина. Разгневанный оказанными ему знаками почитания, халиф немедленно поднялся на минбар и созвал людей. Когда мусульмане собрались, он горячо заговорил: «...Я обратился к своему прошлому и вспомнил, как будучи пастухом, пас овец племени Махзум за пригоршню фиников. А если хотя бы один день я отказывался пасти их, то мой отец гонялся за мной со своей клюкой, приговаривая: «Как я буду кормить твоих теток?»

Абдурахман ибн Авф обратился к нему: «О правитель верующих, ведь ты унижаешь себя». Умар ответил: «Вы заставили меня сделать это! Захотели посадить в моем сердце дерево гордыни, а я захотел вырвать его с корнем».

Умар и родственники

Если Умар издавал какой-либо указ, он, не мешкая, собирал всю свою родню и обращался к ним с речью: «Я издал указ. Знайте, что люди смотрят на вас, как смотрят хищные птицы на падаль. Если вы нарушите мой указ, то и они нарушат, а если будете благоговеть перед ним, то и они будут питать к нему почтение.  Клянусь Аллахом, если ко мне приведут одного из вас, преступившего то, что я запрещаю другим людям, то я удвою ему наказание, потому что он мой родственник! Теперь же, кто хочет пусть осмелится, а кто хочет – да воздержится».

Я подобен опекуну сироты

Умар аль-Хаттаб говорил: «Мое правление подобно трем путникам, которые вверили на хранение свои средства одному из них, поручив ему их расходование на свои нужды. Так имеет ли он право присвоить себе что-либо?», и: «Я подобен опекуну сироты: если он богат, то из добра сироты награды за услуги не берет, а если беден – то берет только лишь в необходимой мере».

Самые счастливые пред Аллахом

Умар отправил письмо Мусе аль-Ашари, наместнику Басры, следующего содержания: «...Поистине, самые счастливые «подданные Аллаха» – это те, кто осчастливил своих подданных. Не уклоняйся от истины, иначе впадешь в заблуждение и ты станешь пред Аллахом подобно животному, которое нашло сочное пастбище и стало привольно пастись, желая обрести тучность. Но, ведь именно тучность и стало причиной его погибели! Мир тебе».

Да простит Аллах повелителя верующих!

Абу Убайда ибн аль-Джаррах, ближайший сподвижник Пророка, будучи предводителем мусульманской армии, находился в Шаме. На востоке мусульмане вышли к Евфрату, а на севере достигли Малой Азии. В это время Шам охватила невиданная доселе эпидемия чумы, ежедневно уносившая десятки жизней. Умар, высоко ценивший Убайду, решил спасти его от верной смерти и отправил ему такое письмо: «У меня есть к тебе срочное дело, относительно которого мне необходимо с тобой поговорить. Если прочтешь мое послание, то, не выпуская его из рук, немедленно отправляйся ко мне!»

Как только Абу Убайда прочел письмо, он догадался о скрытном намерении халифа спасти его от чумы и в сердцах воскликнул: «Да простит Аллах повелителя верующих!» Не медля, он составил ответное письмо: «Я понял твое срочное дело ко мне. Однако, я нахожусь в рядах армии мусульман и не испытываю ни малейшего желания покидать их. Я не хочу расставаться с ними до тех пор, пока Аллах не решит мою и их судьбу...   Освободи меня от своего намерения и оставь меня с моими воинами». Когда Умар прочел ответ из Шама, по его лицу потекли слезы. Находившиеся рядом с халифом люди спросили:

- Неужели Абу Убайда скончался?

- Нет, – ответил он. – Однако он близок к смерти.

Предчувствие не обмануло халифа. Спустя несколько дней, Абу Убайда скончался от чумы.

Вложите его в мою руку

Умар имел обыкновение, закрыв одеждой лицо, чтобы не быть узнанным, обходить в одиночку своих подданных, чтобы иметь объективное представление о состоянии их дел. В одном из таких обходов, халиф заметил дряхлую старуху и, поздоровавшись, спросил:

- Как правит Умар?

- Да не воздаст ему Аллах за меня добрым!

- Почему?! – воскликнул пораженный Умар.

- Да потому что, клянусь Аллахом, с тех пор как он стал править, мы не получили от него ни дирхема, ни динара.

- Но откуда знать Умару о твоем состоянии, – удивленно спросил халиф.

- Боже мой! – заворчала старушка, – клянусь Аллахом, я не полагала, что кто-то может править людьми и не знать, что творится с ними на востоке и западе.

При этих словах глаза халифа наполнились слезами, и он произнес: «Все умнее тебя, и даже старухи, о Умар!» Потом он обратился к ней:

- О раба Аллаха, почем ты продашь мне свою обиду на Умара? Я хочу избавить его от ада.

- Не издевайся надо мной, да смилуется над тобой Аллах, – запричитала старуха.

- Я и не издеваюсь, – возразил халиф. И он продолжал настойчиво уговаривать ее, пока все-таки не купил у нее обиду за двадцать пять золотых динаров. В это время к ним подошли Али ибн Абу Талиб и Абдуллах ибн Масуд и обратились с приветствием: «Мир тебе, о повелитель правоверных».

Старушка ошарашено взглянула на Умара и, схватившись за голову, промолвила: «Какой позор! Неужели я бранила в лицо повелителя верующих?!» Халиф успокоил ее: «Не бойся! Да помилует тебя Аллах!» После этого халиф стал искать кусочек кожи, и, не найдя, отрезал кусочек своей одежды, где начертал: «Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Эту обиду купил Умар у сей женщины в день (такой-то) со времени его правления. В день Воскресенья, когда Умар предстанет пред Всевышним Аллахом, она обязуется не выступать с обвинениями, ибо Умар уже невиновен. Свидетелями выступили: Али ибн Абу Талиб и Абдуллах ибн Масуд».

Вернувшись домой, Умар вручил составленное письмо своему сыну, и промолвил: «Когда я умру, вложите его в мою руку. С ним я встречу моего Господа...»

Нет в вас добра, если вы...

Беседуя с Умаром, один человек воскликнул: побойся Аллаха! Один из присутствующих гневно обратился к нему: «Как ты смеешь говорить повелителю верующих: побойся Аллаха?!» Умар возразил ему: «Оставь его, пусть говорит. Нет в вас добра, если вы не говорите нам это, и нет в нас добра, если мы не воспринимаем это от вас».

Излишки

Придя однажды домой, Умар попросил свою жену принести ему еду. Увидев, что жена поднесла ему тарелку со сладостями, он спросил:

- Откуда это тебе?

- Каждый день, – отвечала жена халифа, – из тех продуктов, что были у нас я откладывала про запас муку, масло и мед, пока не накопилось достаточно для того, чтобы я приготовила эти сладости.

- А уменьшилось, что-либо из наших продуктов, когда ты откладывала из них.

- Нет, – ответила жена.

-Тогда, – сказал Умар, – это излишки. Мы не имеем право кушать это. Иди и верни эти излишки в Байту аль-Маль (казну халифата)».

Ты справедлив

Когда персидского полководца Хормазана, попавшего в плен, привели к Умару в Медину, халифа не застали дома. Мусульманин, на чье попечение был оставлен пленный полководец, отправился вместе с Хормазаном на поиски халифа. Вскоре они дошли до того места, где должен был находиться Умар, и случайно наткнулись на человека, который мирно спал под деревом, подложив свой плащ под голову. Это был халиф. Ошеломленный перс не верил своим глазам: неужели это тот самый великий Умар, потрясший великую Персию и Византию.

Придя в себя, он промолвил: «Вот он – счастливый правитель: ты был справедлив, а поэтому ты чувствуешь безопасность и поэтому ты заснул. Я служил четырем царям Персии, но ни к одному из них я не испытал подобного чувства почтения, которое я ощутил перед хозяином этого плаща».

В 644 году Умар был убит в мечети во время утренней молитвы рабом из Персии. Победитель Византии и Персии, правитель огромной державы – он умер практически нищим, обремененный долгами. Перед смертью он прошептал: «...Клянусь Аллахом, я старался изо всех сил... Если я избавлюсь от ада, и не получу ни наказания, ни награды, то я уже буду счастлив».

Ясин Расулов (Шахид, инша Аллах!)

Дагестанский джамаат «Шариат»