Концептуальная природа Шариата
CHECHENPRESS, 10.01.06г.
Ясин Расулов (Шахид, инша Аллах!),
аспирант кафедры религиоведения ДГУ,
член президиума Союза мусульманских журналистов
«Шариат» в переводе с арабского означает «прямой путь», «источник». В этом смысле шариат, как свод божественных законов, сравнивается с «прямым путем» или «источником» жизни [1, с.34]. Например, в кораническом стихе «Мы устроили тебя на прямом пути повеления. Следуй же ему...» (45:17/18) словосочетание «прямой путь» в русском переводе соответствует употребленному в арабском оригинале слову «шариат». Корень этого слова «ша-ра-а» употребляется в Коране в значении «узаконивать»,
«предписывать что-либо» (см., например, 42:11/13, 20/21) [2,с.71]. Отсюда следует, что под «шариатом» в исламской традиции понимают «предписанные Аллахом законы для людей, а в более развернутой трактовке – совокупность основ и основополагающих принципов мировоззрения, политического, социального, экономического и правового свода законов, которые предписаны Аллахом для организации жизни индивида и общества на земле в соответствии с Его волей» [3, с.249].
Говоря о шариате, надо всегда иметь в виду, что в Исламе, в отличие от христианства, не существует деления жизни на «духовное» и «мирское» или на «светское» и «религиозное». Духовная и светская власти сливаются в Исламе в единое, цельное, неразделимое понятие. Христианский принцип «Кесарю – кесарево, а Богу – богово» категорично отвергается Исламом. Такое единство происходит от исламского вероисповедного монотеистического принципа «таухид», согласно которому единственность и неделимость Бога выражается и во власти, которая не может быть разделена между Богом и человеком. Как пишет советский востоковед М.Б. Пиотровский, «Действительное слияние светского и духовного – один из основных принципов и фундаментальных понятий ислама. В Коране постоянно присутствует и часто подчеркивается один из главных тезисов исламской доктрины о всемогуществе и всевластии Аллаха, неделимость его самого и неделимости его власти» (с.176).
Таким образом, Шариат как божественный закон выступает единственным универсальным регулятором в государстве, глубоко проникая во все сферы отношений человеческого бытия. Здесь проявляется особенный универсализм Ислама, который выступает как органическое единство всего духовного, догматического, правового, морально-этического, философского и традиционного (5, с.209). В этом смысле наш современник, известнейший в исламском мире правовед Абдулькерим Зейдан в числе прочих выделяет три главные особенности шариата как правовой системы:
1) божественность;
2) всеобщность для всего человечества и непреходящая актуальность;
3) универсализм.
Для полного и объективного анализа сущности и природы шариата рассмотрим более подробно вышеназванные особенности.
Божественная основа шариата, в представлении его последователей, коренным образом отличает его от иных законов, поскольку творцом шариата как общечеловеческого закона является Бог, но не человек. Этот момент имеет большое значение, так как божественная природа шариата образует мощный психологический и практический факторы. Во-первых, следование шариату, претворение его законов в жизнь является для мусульман главным условием истинности и искренности веры; подчинение шариату напрямую увязывается с совестью и верой мусульман. Во-вторых, божественная природа шариата
означает для мусульман, что законы шариата совершенны, свободны от несправедливости, недоработок и человеческого фактора, абсолютно справедливы для всех, в отличие от других законов, творцом которых является человек. И, в-третьих, в подчинении шариату выражается наивысшая форма поклонения Аллаху, монотеистический принцип таухид. Следование же иным законам прямо расценивается Кораном как «многобожие» («ширк») или «неверие» («куфр») [6, 5:44].
Идея надвременного, надпространственного характера шариата проходит красной нитью в Коране, согласно которому законы Аллаха были ниспосланы для всего человечества, независимо от времени и географического пространства. В этом смысле шариат, вопреки существующему мнению, действительно имеет характерные ему качества и различные механизмы, которые позволяют ему не закостеневать, но сохранять актуальность, реальность, практичность, временную и географическую гибкость. Ниже приведем наиболее важные из них:
а) Гибкость источников шариата. Коран и Сунна – два основных, фундаментальных источника шариата. Ясно, что они не отвечают на все злободневные проблемы любого времени и места. Для этого в шариате существует механизм иджтихада –
самостоятельного поиска верного решения. Именно с ним связаны остальные разработанные мусульманскими правоведами источники шариата: кийяс, истихсан, маслаха, урф, истисхаб. Например, принцип «маслаха мурсала» («общественное благо»), является одним из главных источников шариата и важнейшим механизмом его временной и географической гибкости. Согласно нему, нормы шариата строятся на учете «общественного блага», зависят от временного, традиционного, географического факторов, в силу чего могут изменяться в соответствии с изменениями времени, места и условий [7, с. 101].
б) Сочетание постоянства и гибкости в шариате. Надо отметить, что в научной и публицистической литературе доминирует точка зрения, согласно которой шариат – это жесткий, предельно детализированный и регламентированный свод суровых законов, применение которых в современном мире невозможно и нереально в силу их законсервированности, ограниченности, неразвитости, отсталости и отсутствия свободы выбора. Это расхожее мнение не соответствует действительности. Законы шариата, с точки зрения своей природы и механизмов формирования, делятся на две группы: не
изменяющихся, жестко закрепленных законов, и группу с гибким, изменяющимся
механизмом законов.
Первая группа законов связана с вероубеждениями (акида), моралью (ахлак), поклонением (ибадат), а также с точными и детализированными нормами, касающимися взаимоотношения людей. Сюда относятся вопросы семьи, бракоразводного процесса, наследования, наказания за определенные преступления. То есть, постоянная, неизменяемая, не зависимая от времени сторона шариата состоит действительно из тех вещей, которые по своей сути призваны быть незыблемыми – это вера, мораль и поклонение. Что касается норм, касающихся семьи, брака, развода, наказания за определенные преступления, то, как пишет Абделкерим Зейдан, в силу их фундаментальности и жизненной важности для общества, человечество не перестанет испытывать потребность именно в их точной и детализированной форме, независимо от времени и места [8, с.44-47].
К гибкому, изменяющемуся механизму законов шариата относятся предписания Корана и Сунны, которые устанавливают не точные и детализированные нормы, а общие правила, принципы, ориентиры, которые по своей сути являются основой и посылом для законодательства. То есть, гибкий механизм законов нацелен именно на урегулирование взаимоотношения людей. В качестве иллюстрации приведем следующий пример.
Известно, что судебная и исполнительная власти в первый век Ислама были сосредоточены в руках одного человека – пророка Мухаммада. Но в силу изменений времени шариат, в соответствии с принципом «адль» («справедливость»), позволяет
разделить исполнительную и судебную власти, реформировать судебную систему, сделать ее многоуровневой с принципом судебной апелляции [8, с.48].
Интересно, что на Северном Кавказе в централизованном порядке впервые именно Имам Шамиль в своем государстве ввел принцип судебной апелляции, а также строгое разделение исполнительной и судебной власти. Другой пример: общий совещательный принцип парламентаризма («и советуйся с ними в делах», Коран (3; 159)) является незыблемым в исламском государстве, но форма, методы работы парламента, способы избрания его членов остаются на рассмотрение общества.
Универсализм шариата – это его особенная черта, квинтэссенция. Как было сказано выше, законы шариата проникают во все стороны отношений человеческого бытия. С этой точки зрения, они делятся исламскими правоведами на три группы:
1) законы, касающиеся вероубеждения, мировоззрения (акида);
2) законы, касающиеся морали и нравственности (ахлак);
3) законы, касающиеся так называемых «практических норм» («ахкам амалийя»), которые, в свою очередь, делятся на две группы: а) «ритуальную практику» («ибадат»), регулирующую отношения мусульманина с Богом; б) «взаимоотношения» («муамалят»), регулирующие взаимоотношения людей. Обычно под «законами шариата» ошибочно понимают только последнюю ее часть – практические нормы или даже ее отдельную отрасль – уголовное право – худуд и кисас. Их разработкой занимается фикх, о чем мы скажем далее.
Здесь важно подчеркнуть, что согласно философии исламского права, строительство шариата в человеческом обществе должно проходить градационные ступени в вышеперечисленном порядке:
1) строительство фундамента - веры и мировоззрения (акида) в человеке;
2) строительство 1 этажа – морали (ахлак);
3) строительство 2 этажа – отношения с Богом (ибада);
4) и строительство купола – человеческих взаимоотношений (муамалят) [9,с.24].
Как мы видим, в отличие от современного позитивного права шариат, помимо муамалят, охватывает еще три другие отрасли: мораль (ахлак), мировоззрение (акида) и культовую сторону (ибадат). Нравственная, моральная сторона полностью и неразрывно связана с шариатом, то есть соблюдение его законов напрямую увязывается с моралью, совестью и верой мусульманина. Это прямо отражается на практике, поскольку именно внутренние мотивы зачастую дают оценку внешним действиям, поступкам человека, с точки зрения их разрешенности или запретности. Для лучшего пояснения проиллюстрируем данный тезис.
Внешне и формально правильно соблюденный акт может быть признан ничтожным в силу
внутренних целей человека, которые противоречат шариату или сущности самого акта. Например, брак, заключаемый для возобновления брака бывших супругов, признается ничтожным, хотя формально он безупречен. То есть юридические последствия зависят не только от формальной, внешней, но и внутренней стороны акта. Но поскольку внутренняя сторона зачастую остается скрытой, признание акта действительным, имеющим юридическую силу, строится на формальной стороне дела. Здесь шариат делает упор на самосознание человека, его совесть, мораль и веру, поскольку в любом случае законность акта для самого человека, с точки зрения шариата, строится именно на его внутренней сути, «ведь Аллах знает, что творится в сердцах людей».
Поэтому мусульманин должен отказаться от вынесенного в его пользу решения, верного на основании формальной стороны дела, но не на его внутренней стороне. Кроме этого, если внутренняя суть акта по прошествии времени будет установлена, то решение выносится на его основании. Таким образом, шариат напрямую увязывает свои законы и их исполнение с верой, совестью и моралью человека.
Природа фикха как рациональная составляющая шариата
«Практические нормы» («ахкам амалийя») – третья группа законов шариата. Как было сказано выше, они делятся на два вида законов:
1) «ритуальная практика» или «поклонение» («ибада») – законы, регулирующие отношения человека с Богом;
2) взаимоотношения («муамалят») – законы, регулирующие отношения людей.
Разработкой ахкам амалийя занимается фикх (араб. – «понимание»), известный в научно-популярной литературе под названием «мусульманское право». Часто шариат и мусульманское право рассматриваются как синонимы, равносильные понятия. Однако помимо того, что фикх – это только часть шариата, между ними мусульманскими правоведами проводится четкая разделительная линия.
Шариат – это божественное откровение, которое не подвергается влиянию эволюции и времени. В фикхе же, как составляющей шариата, сочетается одновременно как божественное иррациональное, так и человеческое рациональное, а потому фикх обладает эластичностью, гибкостью, может и должен быть подвергнут изменениям.
К божественной части фикха относятся те законы и предписания, которые исключают применение в отношении себя рациональных механизмов иджтихада. Это – однозначные, ясные и детализированные положения и установки Корана, например, обязательность совершения молитвы, запрет прелюбодеяния и кровосмесительных браков. То есть это божественная часть фикха, которая не подвергается каким-либо изменениям или рациональному переосмыслению.
К рациональной или человеческой части фикха относятся те законы, которые связаны с рациональными механизмами иджтихада и человеческим суждением, анализом, переосмыслением и многовариантным применением в зависимости от времени, места и условий. Эта группа законов не считается частью божественного шариата, расхождение с которым не допускается. Более того, здесь расхождение не только допускается, но и требуется, если оно более обосновано или зиждется на результатах иджтихада, более близких к духу шариата, то есть к духу божественного закона.
Таким образом, разница между шариатом и фикхом состоит в том, что «шариат – это откровение Аллаха, а фикх – это уже результат рационального человеческого процесса, создаваемого в свете божественного откровения» [7, с. 115]. И в этом смысле, если шариат с его ясными предписаниями, общими правилами, однозначными нормами постоянен и не изменяется, то фикх, который отражает наше человеческое понимание и наше «извлечение норм из его источников, изменяется в зависимости от наших человеческих изменений, с точки зрения времени, места и условий» [ 7,с. 115].
Надо сказать, что человеческая, рациональная часть фикха сильно преобладает над божественной частью, поскольку строгих, неизменяемых положений правового характера в Коране и Сунне немного. То есть шариат дает широкое поле для развития и эволюции и представляет собой потенциальный источник права для каждого времени и места. Говоря иными словами, шариат или его божественная сторона (Коран и Сунна) не дает ответы на все вопросы времени и места, но содержит все необходимое для его поиска, которым
и занимается его рациональная сторона – фикх [2, с.18].
Тем не менее, ошибочно предполагать, что небожественная, иджтихадно-рациональная сторона фикха полностью лишена религиозной окраски. Фикх в своей совокупности всегда увязывается с божественным началом, поскольку он строится на шариате, его божественных принципах правилах и не выходит за его границы. То есть шариат всегда присутствует в фикхе в его совокупности. И речь идет не о том, что творится в сердцах людей в человеческом правотворчестве в европейском классическом понимании этого термина, а о том, что мусульманский правовед «извлекает» или «строит» норму
отталкиваясь от исходных начал божественного откровения.
В силу этого результаты иджтихадного поиска исламских правоведов пользуются большой степенью уважения среди мусульман.
Фикх, или его иджтихадная сторона, отличается гибкостью, способностью оставаться актуальной в силу того, что он удовлетворяет запросы и потребности общества, способен адаптироваться к изменениям времени. Именно фикх обеспечивает шариату актуальность, востребованность, гибкость, всеобщность, поскольку он претворяет его принципы и правила в соответствии со временем, местом и интересами общества. В нем воплощаются плюрализм, свобода суждения и выбора, различные формы интерпретации, понимания,
разъяснения предписаний и законов шариата. Это и делает фикх живым, практическим, способным к развитию.
Мы уже говорили о том, что обычно под «законами шариата» ошибочно понимают только последнюю его часть – «практические нормы» или даже отдельную отрасль муамалят –
уголовное право – худуд и кисас. Хотя муамалят охватывает практически все области современного публичного и частного права. Если проводить с ним аналогию, то законы маумалят делятся на:
1) семейное право (бракоразводный процесс, содержание семьи);
2) гражданское право (финансовые отношения и обязательства, договора, купля, продажа,
аренда, опекунство);
З) предпринимательское право (правила и законы бизнеса, торговли);
4) процессуальное право;
5) финансовое право;
6) уголовное право.
С 19 века начался процесс кодификации и положении правового характера систематизации фикха. Первые шаги были сделаны в Османской империи, когда специальной комиссией в 1869-1876 гг. был составлен унифицированный свод законов Маджалла на основе ханафитского мазхаба по вопросам судебного и гражданского права. Он был разбит по традиционной модели средневековых факихов, но главным новшеством Маджала была нумерация статей, число которых составило 185 [1, с.50, 51].
Сегодня наметилась устойчивая тенденция в исламском мире к систематизации, упорядочению норм и теоретизированию, кодификации фикха по примеру европейского права. Так, египетский ученый Ю. Аль-Карадави по этому поводу пишет: «Фикху необходимо оформление в виде упорядоченных кодексных статей, по модели современных гражданских, уголовных, административных и др. кодексов. Это нужно для
того, чтобы фикх стал облегченным, конкретизированным источником, что позволит судьям с легкостью строго руководствоваться им, адвокатам – ссылаться на него, гражданам – строить на его основе свои взаимоотношения» [7,с.49].
В современном мире мусульманское право сосуществует и тесно взаимодействует с другими правовыми культурами. Возможности такой совместимости, включения его норм и принципов в действующее позитивное законодательство, основанное на европейских образцах, объясняются именно его правовой природой [2,с. 17]. Так совсем недавно в Канаде мусульманскому меньшинству страны (600 тыс.) было предоставлено право использовать суд шариата для разрешения спорных вопросов. Шариатский суд будет уполномочен решать широкий спектр гражданских споров – от разводов до конфликтов в
области бизнеса. Судить по законам шариата будет учрежденный в конце прошлого года Исламский институт правосудия, в который входят ведущие имамы и специалисты по исламскому праву. Эксперимент планируется начать в провинции Онтарио, где еще в 1991 году был принят акт Онтарио об арбитраже, в соответствии с которым национальные меньшинства могут руководствоваться собственными законами при разрешении споров внутри общин [10].
Сегодня к шариату сложилось двояко несправедливое отношение и понимание. С одной стороны, он подвергается необъективной критике со стороны политиков, юристов, публицистов, которые имеют о нем неверное представление. Часто шариат становится объектом нападок со стороны журналистов, которые рисуют его жестоким, огрубелым сводом законов, который давно потерял актуальность в современном бурно развивающемся технократическом мире. С другой стороны, он неверно, неполно и примитивно понимается большой частью своих сторонников и последователей, что отчасти обусловлено элементарной невежественностью и незнанием. Зачастую последователи шариата бездумно принимают его таким, каким его пытаются изобразить и
представить его недруги, по принципу «пусть такой, но зато – наш». А потому главная задача сегодня – это дать шариату объективную, полную, справедливую оценку, свободную от пристрастий и политической ангажированности.
Литература:
1. Абделькерим Зейдан. Аль-Мадхаль. – Бейрут, 1999
2 Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. – М., 1997
З. Кутб Мустафа Сану Му'джам. – Дамаск, 2000
4. Ислам. Религия, общество, государство. – М., 1984
5. Авшалумова Л.Х., Вагабов М.В. История религий. – Махачкала, 1996
6. Коран
7. Юсуф Аль-Карадави. Тайсир-аль-Фикх. – Бейрут, 2000
8. Абделькарим Зейдан. Аль-Мадхаль. – Бейрут, 1999
9. Али Джурейша. Шариату-ллах. – Бейрут, 1987
10. www.polit.ru
|