РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"
   

Селим Бешаев: «Они не выходят, потому что их там нет»

CHECHENPRESS, Отдел интервью, 06.01.06г.

 

Наш корреспондент Сайхан Умаров беседует с заместителем председателя Парламента ЧРИ Селимом Бешаевым. Тема беседы – многодневная голодовка президента Международной Ассоциации «Мир и права человека» Сайд-Эмина Ибрагимова перед зданием ПАСЕ в Страсбурге.

Сайхан Умаров: Селим, отслеживает ли Парламент ЧРИ ситуацию с голодовкой Сайд-Эмина Ибрагимова? Поддерживают ли чеченские депутаты с ним контакты?

Селим Бешаев: С того самого дня, когда Сайд-Эмин объявил голодовку, в постоянном с ним контакте находятся председатель Парламента Лема Сараляпов, глава комитета внешних связей Парламента Ахъяд Идигов, депутат Парламента Хамид Янгульбаев и я. Мы настоятельно уговаривали его прервать голодовку, однако Сайд-Эмин непреклонен. Мы посещали Сайд-Эмина на площади перед зданием ПАСЕ, позднее  в больнице. Постоянно поддерживаем связь с Исой Ацаевым, председателем Оргкомитета по поддержке Сайд-Эмина Ибрагимова. Мы постоянно информируем власти и общественные организации Европы о голодовке С-Э. Ибрагимова, о его тяжелом состоянии.

Сайхан Умаров: Из вчерашнего телефонного разговора с Исой Ацаевым я понял, что до сих пор к голодающему у стен ПАСЕ С-Э. Ибрагимову не вышел ни один депутат парламентской ассамблеи. Это кажется странным, потому что среди европейских парламентариев немало людей, поддерживающих нашу национально-освободительную борьбу. Чем вы объясните столь упорное нежелание европейских депутатов выйти и хотя бы чисто по-человечески поговорить с Сайд-Эмином, поддержать его?

Селим Бешаев: Здесь, видимо, недоразумение. Из публикаций в чеченских СМИ и заявлений различных правозащитных организаций я понял так, что все думают, будто депутаты парламентской ассамблеи сидят в здании ПАСЕ и не желают выходить к Сайд-Эмину Ибрагимову. Но в здании ПАСЕ нет ни одного депутата. Там в данное время находятся только служащие, технический персонал. Депутаты ПАСЕ приезжают в Страсбург только во время сессий. Очередная сессия начинается 23 января, на нее также приедут, как всегда, представители всех ведущих мировых СМИ, и только тогда можно будет говорить об отношении европейских депутатов к акции голодовки Сайд-Эмина Ибрагимова и о том, какой резонанс она получит в прессе.   

Сайхан Умаров: Приходилось читать, что представители Парламента и Правительства не поддерживают акцию протеста С-Э. Ибрагимова на официальном уровне. Так ли это?

Селим Бешаев: Действительно, существует два вида поддержки таких акций – моральный и официальный. На моральном уровне мы, в меру своих сил и возможностей, поддерживаем Сайд-Эмина. Вице-премьер чеченского правительства Ахмед Закаев постоянно находится на связи и с Сайд-Эмином Ибрагимовым, и с Исой Ацаевым, и с нами. Однако на официальном уровне мы не только не поддерживаем акцию Сайд-Эмина, но и с самого начала всячески отговаривали его от голодовки.

Сайхан Умаров: Почему?

Селим Бешаев: Такие акции протеста не проводятся по указке официальных структур, потому что в таком случае они не имели бы никакого эффекта, их восприняли бы как пропагандистский ход чеченского руководства. А это обесценило бы в глазах общественности героическую акцию С-Э. Ибрагимова. Так что, кроме моральной поддержки Сайд-Эмина, ни Парламент ЧРИ, ни чеченское Правительство не оказывают на эту акцию никакого воздействия. И те, кто призывает представителей официального руководства ЧРИ «вмешаться в ситуацию», оказывают Сайд-Эмину медвежью услугу, позволяя ставить под сомнение добровольность его самоотверженной голодовки.

Сайхан Умаров: А почему вы отговаривали Сайд-Эмина от этой акции?

Селим Бешаев: Главным образом потому, что, зная его твердый характер, понимали, что он действительно пойдет до конца, и опасались за его жизнь и здоровье. Помимо этого, мы понимаем, что требования, которые Сайд-Эмин предъявляет к ПАСЕ, полностью справедливы, но для этой организации они, к сожалению, не выполнимы.

Сайхан Умаров: По какой причине?

Селим Бешаев: Дело в том, что ПАСЕ по своему правовому статусу является скорее рекомендательным, чем законодательным органом, а вся реальная власть в Европейском Союзе принадлежит Совету Европы, который только и может принять решение о вводе санкций против России за геноцид и массовые нарушения прав человека в Чечне. На международном уровне это может сделать ООН. Однако ни ООН, в которой России принадлежит право вето, ни Совет Европы, заинтересованный в бесперебойном получении российской нефти и газа, не пойдут сегодня на санкции против Кремля. Это очевидно. И этим объясняется то, что мы с самого начала были против акции голодовки Сайд-Эмина Ибрагимова.

Сайхан Умаров: Спасибо за содержательное интервью.

Селим Бешаев: Спасибо за вопросы.