РАЗДЕЛ "ПРЕССА"

Поборник свободы?

Фред Хайатт, The Washington Post, перевод - ИноПресса, 27.12.05г.

 

В 2005 году президент Буш поставил перед своей нацией цель "покончить с тиранией на Земле". В 2006 году Буш планирует посетить первый саммит лидеров "большой восьмерки" в России, которая в этом году стала одним из лидеров тирании в мире.

В лучшем случае, визит Буша в Санкт-Петербург в июле продемонстрирует все трудности, связанные с заявлениями о продвижении свободы во всем мире как приоритете внешней политики США. В худшем случае, этот визит можно будет рассматривать как доказательство того, что приверженность Буша ценностям свободы носит избирательный характер.

Неправительственная организация Freedom House, которая занимается исследованиями свободы в странах мира, заявляет, что 2005 год был довольно неплохим в плане развития свободы в мире. По оценке этой организации, сегодня в мире существует 89 свободных стран, 58 – частично свободных и 45 – несвободных. В 27 странах наблюдались положительные тенденции в отношении развития свободы, в то время как негативные тенденции отмечались только в одной стране. "Таким образом, ситуация в мире показывает, что прошлый год был одним из самых успешных для свободы в мире с того момента, как Freedom House начала измерять уровень свободы в 1972 году", – сообщает организация. Возможно, так и есть на самом деле. Произошли такие яркие события, как выборы в Либерии и в Ираке, инаугурация демократически избранного президента на Украине, а также продвижение к политическим переменам в Египте и Палестинской автономии.

Но даже у этих ярких событий есть свои черные пятна. На выборах в арабских странах победителями оказываются исламистские партии, которые могут быть приверженцами демократического процесса, а могут и не быть. Правительство Украины испытывает на себе давление извне, а также внутри своей страны. Президенту Либерии Элен Джонсон-Серлиф понадобится помощь богатых стран, и ей могут не оказать эту помощь.

Есть и такие негативные тенденции, в которых не видно светлых сторон. Буш подорвал доверие к себе в качестве поборника демократии своим отказом отречься от применения пыток, своим стремлением сообщать только положительные новости об Ираке, а также своей негласной политикой тайных арестов.

Между тем высокие цены на нефть помогли автократическим лидерам, от Венесуэлы до Казахстана, от Саудовской Аравии до Азербайджана. В Африке правитель Уганды, которого раньше рассматривали как надежду континента, посадил в тюрьму политика, который мог стать его соперником на выборах; и в прошлые выходные малодушный лидер Египта сделал то же самое. Также сообщается о том, что избранный президент Нигерии рассматривает вариант отменить конституцию, чтобы остаться у власти на третий срок.

В Южной Америке еще один избранный президент, лидер Венесуэлы Уго Чавес, установил правление одной партии и стремится экспортировать свои методы популистской автократии в соседние страны.

Азиатский Нельсон Мандела – лидер оппозиции Бирмы Аунг Су Кай Чжи, лауреат Нобелевской премии мира, закончила этот год так же, как и начала его – под домашним арестом, отрезанная от внешнего мира военными диктаторами своей страны.

Жители Северной Кореи остались заключены в тюрьму своего тоталитарного кошмара, и их соседи (Южная Корея, Китай, Россия), судя по всему, не особенно беспокоятся по этому поводу. Обострились противоречия между экономическим ростом Китая и формой правления в этой стране – но китайские лидеры нового поколения, на которых многие возлагали надежды в отношении продвижения политических реформ и свободы слова, вместо этого подавили такие реформы.

Россия, крупнейший экспортер нефти, обнаружила, что ее доходы от энергоресурсов позволяют поддерживать дружественных диктаторов и даже купить бывшего канцлера Германии. В конце года президент Владимир Путин приготовился к тому, чтобы удушить последний форпост гражданского общества, неконтролируемый властями, с помощью закона о неправительственных организациях. Президент Путин и его правящая клика бывших агентов КГБ уже поставили под свой контроль телевидение, региональные власти, бизнес и парламент.

Путин – антидемократ не только у себя в стране, но также и во всем мире. Он пригрозил поднять цены на газ для демократов Украины и снизил эти цены для диктатора Белоруссии. Он поддержал узбекского лидера в том, что тот кровавыми методами подавил демонстрацию, подобную прошедшей в Китае на площади Тяньаньмэнь в 1989 году. Он организовал фальшивые выборы в раздираемой войной Чечне. Он рассматривает демократию как угрозу – и внутреннюю, и внешнюю.

Каким же образом он попал на место председателя "большой восьмерки", которая имела репутацию клуба ведущих демократических индустриальных держав? Билл Клинтон, который настоял на расширении "большой семерки" и включении в нее России Бориса Ельцина, сказал, что он предложил России место в "большой восьмерке", чтобы Ельцин "согласился с расширением НАТО и с партнерством между НАТО и Россией". И когда министры финансов стран "большой восьмерки" высказывали свои возражения, говоря, что сократившийся экономический потенциал России не соответствует стандартам "большой восьмерки", Клинтон спорил, что "присутствие России в "большой восьмерке" будет символизировать важность России для будущего и усилит позиции Ельцина у себя в стране".

Какими бы хорошими ни были эти аргументы в то время, эта тактика не принесла ожидаемых результатов. Перспектива пребывания в западных "клубах" так и не вызывает у России большого желания сотрудничать, а демократии в этой стране так и не дали шанса на развитие. Россия, конечно, остается "важной для будущего", но ее экономика слабее, чем экономика демократических стран, не входящих в "большую восьмерку", таких как Индия и Бразилия, и явно слабее, чем экономика Китая.

Санкт-Петербург в июле очень красив, и президент Соединенных Штатов должен поддерживать отношения с российским лидером. Тем не менее, Бушу следует думать о том, чтобы проводить свое лето у таких хозяев, которые разделяют его идеалы свободы. И здесь есть много вариантов из группы 89 свободных стран.