РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"
   

Что нас ждет в близком будущем?

Ярас Валюкенас, Вильнюс, для CHECHENPRESS, 22.12.05г.

 

Многие люди мне часто задают один вопрос: «Где сегодня на земле можно найти справедливость?». На этот вопрос я уже заученно отвечаю: «Обратитесь в самую высшую инстанцию, минуя суды, парламенты и президентов». Возможно, некоторые и считают это шуткой, но на самом деле, все гораздо серьезней. Когда на земле уже нет шансов найти защиты и справедливости, человеку  ничего не остается, как только обратиться  к самому Создателю, и заметьте, количество обратившихся растет. Официальные структуры называют таких людей «религиозными экстремистами и террористами» и, даже не пытаясь разобраться в причине возникновения таковых групп, объявляют им тотальную войну на уничтожение. В этом случае всем нам стоит задуматься. Что или кто правит нашим миром? Почему власть боится неподконтрольных ей Верующих людей? И почему так настойчиво, всем без исключения пытаются силой навязать именно такую – внерелигиозную  модель дальнейшего развития цивилизации?   

Что не говори, а материальные ценности становятся основополагающим фактором нашего времени. В обмен на них можно получить все, от «справедливого» решения поселкового суда, до возможности влияния на политику в некогда демократических соседних государствах. Процесс переориентации нравственности, надо полагать, уже необратим. Человечество даже и не заметило, как вся современная цивилизация очутилась в заложниках своего же детища – рыночной экономики. Став ее винтиком, мы постепенно теряем свой человеческий облик, свою индивидуальность. Мы перестаем обращать внимание сперва на глобальные проблемы, потом – на проблемы ближних своих. А потом вообще перестаем задумываться, оставаясь именно винтиком, для которого заранее  предопределено отверстие в этой громадной всепожирающей машине.   

По этому поводу однозначно выразился литовский доктор наук  Алмантас Самалавичус: «Мы переживаем очень сложные социокультурные перемены. Наше общество становится потребительским, расцветают примитивные и безжалостные капиталистические отношения, гипертрофированно завышаются материальные ценности, обесценивается духовность. Все это пришлось пережить и западному обществу, только намного раньше, проблема сохранения самобытности для многих потеряла свою актуальность. Вообще потребительское общество мало волнуют вопросы национальной самобытности».

Тут можно добавить, что и понятие «Родина» для многих становится неактуальным. Болезнь современного общества сравнима, наверное, только с болезнью «золотая лихорадка» американцев позапрошлого века. Этой болезнью поражены не только начинающие потребители, но и акулы западного бизнеса, имеющие на счетах миллиардные состояния. 

Вице-президент Еврокомиссии Марго Уолстрем в своем интернет-дневнике раскритиковала лидеров интернет-бизнеса за то, что они, по ее мнению, идут на поводу у китайских властей, пытающихся подавить свободу слова. По мнению Уолстрем, такие компании, как Microsoft, Yahoo и Google меняют свои моральные принципы в зависимости от рынка, на котором работают. «Я была разочарована, когда узнала, что компания Microsoft согласилась блокировать китайские блоги, в которых встречаются слова «демократия», «свобода», «права человека» и «демонстрация». Создается ощущение, что Microsoft – не одинок в этой «плохой компании», – пишет Уолстрем. По словам вице-президента, Google также согласилась удалять публикации, которыми недовольно китайское правительство. Уолстрем также критикует корпоративную этику компании Yahoo. В сентябре этого года организация «Репортеры без границ» обвинила Yahoo в том, что та предоставила китайским властям имя автора электронных сообщений, содержащих критику некоторых  решений правящей партии Китая. Речь идет о журналисте Ши Тао, который был позже арестован и приговорен к 10 годам лишения свободы по обвинению в разглашении государственной тайны. Вице-президент ЕК пишет, что, похоже, из корпоративных кодексов поведения этих компаний исчезли такие слова, как «этика» и «корпоративная социальная ответственность» (Би-би-си).

Вернемся же к теме влияния материальных ценностей на мировую политику и послушаем влиятельного литовского политика. «По мнению бывшего президента Литвы Витаутаса Ландсбергиса, российско-германский газопровод станет в руках Кремля мощным оружием манипулирования Европейским союзом и доведет Европу до пагубной зависимости от России (Кремля).

«Во многих государствах Шредеру уже было бы предъявлено серьезное обвинение в конфликте интересов. Его этическую ошибку усиливает еще и тот факт, что именно сейчас Россия пригрозила Украине прекратить снабжение газом, если она не уступит требованиям по вопросам расценок, которые предъявляет «Газпром», являющийся собственностью Кремля. Здесь явно просматривается стратегический план России. Перекрытие украинского газопровода означает, что закрыты будут и газовые ресурсы большей части Европы, так как несколько крупнейших газопроводов проходит через Украину. Новый трубопровод, проходящий мимо Украины, Польши и стран Балтии, увеличит силу влияния Кремля, так как Россия вновь пытается закрепиться в регионе. Президент Владимир Путин и его администрация не должны будут больше беспокоиться из-за Западной Европы, если решат прижать своих посткоммунистических соседей».

То, что экс-канцлер Германии будет руководить фирмой, которая «может на подносе преподнести России возможность манипулировать  экономикой ЕС», доказывает, по мнению литовского политика, что Европа пребывает в опасном спокойствии по поводу неоимпериалистических амбиций Путина. «Похоже, европейцы согласны скорее молчать, – пишет Ландсбергис, – чем стоять лицом к лицу с высокими ценами на энергию или с блокадой, которая сейчас грозит Украине. ЕС должен забыть о надеждах на «европеизацию» России. Россия, которую строит Путин, это основанное на нефти и газе защитное сооружение для новой элиты бывшего КГБ».

Не верит Ландсбергис и в Россию (Кремль) как в союзника в борьбе с терроризмом. «Неужели возможно поверить в то, что на родине красного терроризма, где в советское время было совершено несчетное число преступлений, оставивших кровавые следы повсюду – от Литвы до Кавказа, могут помочь прекращению международного терроризма. Более вероятным кажется то, что Кремль расчетливо использует каждый кризис для увеличения своей мощи и влияния». «Мы, новые демократические государства Восточной Европы, знаем из истории, что за каждым дипломатическим шагом России стоят империалистические амбиции. Западной Европе, не имеющей такого исторического опыта, следовало бы внимательней прислушаться к нашим предупреждениям. Зависимость от России, даже если ее лицом является «харизматичный» Герхард Шредер, приведет нас в пропасть» («Постимеэс»).

О будущем экономическом направлении самой России ясно высказался некий «журналист» Никонов в беседе с корреспондентом «Росбалт» Павлом Житнюком.  Никонов – известный журналист, печатался в «Огоньке», имеет несколько престижных журналистских премий и наград, медаль Пушкина за вклад в культуру. На сей раз, Никонов прославился тем, что подал иск в Конституционный суд – он против слов «Хранимая Богом родная земля» в российском гимне. Отчасти, конечно, пока это больше похоже на бред (иск), но, во-первых, это только пока, а во-вторых, я бы не назвал все это бредом. Принципиально нового в построении таковой модели господин Никонов в этой беседе не сказал ничего, до него об этом уже более двух тысяч лет назад говорили многие библейские Пророки, описывая последние времена нашего мира. Да и вся западная модель существует именно по этому принципу. Кратко процитирую некоторые выдержки из беседы.

«Россия де-факто становится православным государством, что очень неприятно, ибо ведет Россию в совершенно другую сторону. У России, собственно, выбор такой: либо Россия будет православной, верующей, набожной страной, либо Россия будет богатой страной. Третьего не дано. Я – за богатую Россию, поэтому состою в обществе атеистов, поэтому мы подали иск в Конституционный суд о том, чтобы убрали из Гимна России религиозную пропаганду.

Какая может быть национальная идея в постиндустриальной стране? Никакой. Как только в мире произошел демографический переход (а он почти уже произошел), как только население стало урбанизированным, то есть начало жить в мегаполисах, как только общество начало обладать удивительным разнообразием, состоять из тысяч профессий и отношений – его уже невозможно накрыть одной идеей. Единая идеология хороша для деревенского уклада. Один Бог, одна только «идея» может быть у технотронного общества – доллар! Американский  Бог, кстати, от доллара не очень сильно  отличается. Он не заставляет американца делать что-то сверх обычной работы и зарабатывания денег. Больше того, это главная задача протестанта: служить Богу, то есть честно работать и зарабатывать. Хорошо заработал – отлично Богу послужил.

Дайте людям правильную цель и надежные средства, и тогда они забудут про эти храмы, про мессианские идеи... Они поймут: «черт возьми, жизнь дается только один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно», а было, по возможности, приятно и весело. Просто нужно построить такую экономическую систему в стране, чтобы человек рождался в ней, принимал как должное, работал, рожал ребенка или двух, проживал нормально, сытно и комфортно свою жизнь и постоянно видел какие то промежуточные цели. Потому что никакой глобальной сверхцели, кроме полумифической глобальной цели бесконечного будущего цивилизации, в принципе, нет. И есть два пути: либо процесс цивилизации как фазовая кристаллизация захватит весь земной шар, либо произойдет такой  большой разрыв между технологической цивилизацией и людьми, которые коз пасут, что разрыв этот будет сравним с разрывом между сегодняшними европейцами и папуасами Амазонии.

Тех уже не цивилизовать, да и не нужно. Но есть папуасы со стрелами, а есть арабы, которые гораздо ближе к нам, чем папуасы с луками и стрелами. Слишком мало они от нас отличаются, чтобы относиться к нам равнодушно. К тому же у них есть память о том, что когда-то арабы владели миром – Европой, Африкой... что когда-то они несли факел цивилизации, а теперь торчат в заднице. Но если и когда у них пройдет процесс урбанизации, тогда все встанет на свои места. Они успокоятся, доллары помогут. И еще вот что – нефть бы у них хорошо отнять. Потому что весь терроризм на нефтяные деньги существует» (Росбалт).

Нельзя сказать, что западное, да и любое другое «цивилизованное» общество полностью урбанизировано. Конечно, есть люди, которые осознают неотвратимость трагического конца и даже под угрозой физического уничтожения сохраняют свои моральные принципы. Это избранные люди. Известно, чем больше мудрости дается человеку, тем  меньше радости остается у него в этом мире. Но, увы, мудрость – это дар Божий, и его удосуживается далеко не каждый. Так что, последний праздник для большинства только начинается.

«И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (МФ, 24-22).