«Челночная дипломатия» по-русски
Ахмад Ичкерийский, «Кавказ-Центр», 06.12.05г.
- Господин Киссинджер! Что такое «челночная дипломатия»?
- О! Это универсальный метод! Поясню на примере. Вы хотите методом «челночной дипломатии» выдать дочь Рокфеллера замуж за простого парня из русской деревни...
- Но, это невозможно! Каким образом?
- Очень просто. Я еду в русскую деревню, нахожу там простого парня и спрашиваю:
«Хочешь жениться на американке?».
Он отвечает: «У нас и своих девчонок полно».
Я: «Да. Но она дочь миллиардера».
Он: «О! Это меняет дело».
Затем я еду в Швейцарию на заседание правления банка. Спрашиваю:
«Вы хотите иметь президентом банка ядреного сибирского мужика?»
«Фу!» - говорят в банке.
«А если он при этом будет зятем Рокфеллера?».
В ответ: «О! Это меняет дело!».
Еду к Рокфеллеру, и спрашиваю:
«Хотите иметь зятем русского мужика?».
Он: «У нас в семье все финансисты!»
Я: «А он как раз президент Швейцарского банка!».
Он: «О! Это меняет дело! Сюзи! Пойди сюда. Мистер Киссинджер нашел тебе жениха. Это президент Швейцарского банка!»
Сюзи: «Эти финансисты все дохляки!»
Я: «Да! Но этот - ядреный сибирский мужик».
Она: «О-о-о! Это меняет дело»...
Генри Киссинджер действительно обладает профессионализмом и богатым опытом, что дало основание исследователям и специалистам считать его чуть ли ни классиком современной дипломатии.
Не всякому дано умение провернуть дело так чтобы «овцы были целы и волки сыты». Возьмем, к примеру, посредническую роль России в переговорах по ядерной программе Ирана.
Общеизвестно, что с самого начала переговоров в действующем формате Россия не раз заявляла о своей готовности оказывать помощь сторонам в их проведении. Но всякий раз, когда за дело брались ядреные русские мужики из внешнеполитического ведомства РФ их челночная дипломатия, в отличие от рассказа Киссинджера, начинала трещать по швам.
Россия, которая продолжает стелить одновременно и на Запад и на Восток, не раз оказывалась уличенной в вероломстве. В конце прошедшей недели газета «Ведомости» распространила информацию о готовности России поставить Ирану ракетно-зенитные комплексы Тор М-1. Узнав об этом, в Вашингтоне пока ограничились осторожным заявлением, указав на то, что США изучают степень достоверности сообщения российской газеты.
Белый дом и до этого весьма терпимо относился к «ядерному братству» России и Ирана. Во всяком случае, в администрации Буша делали вид, что не замечают закулисных сделок между Тегераном и Москвой, и по-прежнему рассматривают Россию, как нейтральную страну, действительно заинтересованную в разрядке отношений между Вашингтоном и Тегераном.
США снисходительно оставляли России место для маневров, в надежде избежать обострения с союзником по антиисламской коалиции. Однако продуктивность такой позиции после поставок Тегерану, с которым Америка возможно будет воевать, российских ракет вызывает все больше сомнений.
Тем более сейчас, когда товарищи из Тегерана открыли всю колоду карт, чем лишили Россию возможности для политических манипуляций, которые она применяла с самого начала сотрудничества с США на ниве «антитеррористической» борьбы.
Интимность российско-иранского сотрудничества нарушил секретарь Высшего совета по национальной безопасности (ВСНБ) Ирана Али Лариджани, комментируя контракт с Россией о закупке противоракетных комплексов «Тор М-1».
«Сотрудничество Ирана и России в военно-технической области не носит секретного характера», - заявил он в минувшую субботу журналистам.
До этого официальный Тегеран ни разу не сделал ни одного самостоятельного заявления без предварительных консультаций с Москвой. Тегеран предпочитал заявлять то о своей готовности к переговорам по ядерной проблеме, то делал популистские заявления «стереть Израиль с лица земли». Теперь, по всей видимости, в Иране решили поставить вопрос ребром, и проверить «на вшивость» своего партнера, учитывая печальный опыт Ирака.
Иран и ранее не очень то скрывал информацию о военном партнерстве со своим северным соседом, но не придавал этой стороне русско-иранских отношений широкую огласку. Совсем другое дело Россия, которая со своей «челночной дипломатией», сохраняла выгодное для себя положение статус-кво. Теперь, когда неосторожный партнер избавил ее от трудностей изображать себя в роли посредника, припертому к стенке МИДу РФ ничего более не оставалось, как только заявить, что контракт с Ираном о поставках российских вооружений носит оборонительный характер и отвечает всем международным обязательствам.
Напомним, что согласно этому контракту, заключенному на сумму в 700 миллионов долларов, Иран закупит 29 российских систем ТОР М-1, способных сбивать самолеты и управляемые ракеты.
Как ответят США на этот откровенный демарш России, которая буквально в этот же день без зазрения совести заявила, что «готова и далее вносить свой вклад в поиск переговорных развязок», покажет время. Пока же ясно, что «челночная дипломатия» ядреного русского мужика подвела Вашингтон к необходимости более глубже заглянуть в душу кремлевского чекиста.
|