«Группа Действия» снова в Австрии
CHECHENPRESS, Отдел официальной информации, 28.11.05г.
Группа посетила несколько центров для приема беженцев в Австрии. Один из них Volkshilfe в Вене.
В этом пансионате проживает 5 семей беженцев из Чечни, которым австрийские власти отказали в убежище в первой инстанции. Они все по несколько лет проживают в Австрии. До этого некоторые из них прошли «дантовы круги» в Польше, Чехии и Словакии.
Ответы властей на просьбу об убежище удивительно схожи – нет угрозы для жизни в Чечне и России, каждый из них, по мнению австрийских чиновников, может вернуться в «мирную Чечню» и спокойно жить.
Среди чеченцев, живущих в этом пансионате, есть инвалиды войны, пострадавшие от бомбардировок, молодые ребята, прошедшие через фильтры, пытки. Надежда, что Европа защитит, привела этих людей в Европу.
Х. Адам был студентом Университета в Грозном. Когда он утром ехал на занятия из Гудермеса, автобус остановили российские военные и забрали всех молодых ребят- пассажиров. Адаму повезло, что остался жив, его удалось выкупить. Но для чиновника, решающего его судьбу, этого мало. Он считает, раз Адам жив, ничего страшного с ним в русском плену не случилось.
М. Султан, прежде чем попасть в Вену, посидел в тюрьме в Чехии за попытку пересечь границу, затем в Словакии по этой же причине. Сейчас перед ним угроза депортации в одну из этих стран, где его опять посадят в тюрьму, как злостного нарушителя границ.
В Зальцбурге «Группа Действия» встретилась с адвокатами неправительственной организации «Диакония», которая уже три года занимается защитой и размещением чеченских беженцев. Кроме того, сотрудники организации ведут курсы немецкого языка для беженцев из Чечни.
На встрече с диаспорой состоялся разговор о том, что несмотря на то, что ситуация в этом пансионате сравнительно благоприятная для чеченцев, и они очень благодарны организации «Диакония», поддерживающей их, многие нуждаются в психологической реабилитации после тех стрессов и потрясений, которые они получили в Чечне.
Проблема психологической реабилитации довольно часто поднимается и на других встречах с чеченцами в Австрии, однако власти, к сожалению, пока не проявляют инициативу в этом деле.
Следствием игнорирования властями важности психологической реабилитации стали в участившиеся в последнее время в этой стране случаи конфликтов, приводящих даже к убийствам. Таких случаев, когда жертвами стали чеченцы, насчитывается уже шесть!
Такая же сложная обстановка сложилась в Инсбруке (земля Тироль), куда прибыла «Группа Действия» 24 ноября.
Группа посетила пансионат Швац близ Инсбрука. Здесь проживает 8 чеченских семей, которые получили статус беженца. Они по 4-5 месяцев ожидают переселения в нормальное жилье из металлокерамических контейнеров, приспособленных под общежитие, но власти города и земли, по мнению беженцев, предвзято относятся к этой этнической категории и откровенно игнорируют просьбы чеченцев переселить их отсюда.
На встрече с диаспорой были приведены много случаев попыток дискредитации и античеченских заявлений со стороны тех, кто по долгу службы должен решать проблемы беженцев.
Еще не улеглись страсти по поводу убийства, которое произошло в Инсбруке в пансионате для беженцев.
Вадуд Аюбов был несколько раз задержан российскими военными в г. Гудермесе, каждый раз жестоко избивался, что привело к его контузии и нарушению психики. Его семья, знакомые и просто те, кто жил рядом, неоднократно заявляли об этом руководству пансионата и Координационному центру по делам беженцев при правительстве Тироля. Несмотря ни на что, власти отказали этой семье в убежище, что еще больше расстроило психику этого несчастного человека.
Реакцией на отношение к нему австрийских властей стало жестокое, беспричинное убийство им своего соседа-чеченца.
Жители пансионата в последнее время настоятельно просили поместить Вадуда, ставшего уже опасным для общества и семьи, в психическую лечебницу, но руководство просто выгнало его на улицу. Четверо детей Шарпудди Даудова стали сиротами, их будущее неясно, так как они тоже не были признаны беженцами.
Странное равнодушие властей к проблемам людей, перенесших тяжелые стрессы войны, игнорирование обращений с просьбой принять меры, преступная черствость и даже предвзятость, привела к трагедии для всей чеченской общины.
После гибели Даудова община на своем собрании сделала заявление по поводу отношения тирольских властей к беженцам из Чечни в адрес правозащитных организаций и официальных лиц.
«Группа Действия» посетила семью Даудовых и выразила соболезнование жене и детям погибшего.
«Группа действия» просит присылать информацию о нарушениях прав чеченских беженцев в Австрии на интернет-адрес: conferenceaustria@yahoo.com
Департамент по связям с вайнахской диаспорой
*********
Директору Департамента по Убежищу и Миграционной политике Австрии Представителю Верховного Комиссара ООН в Австрии
В Комиссию по правам человека при ПАСЕ
Депутату Европарламента Барту Стайсу
Инсбрук, Австрия
Заявление
Мы, чеченские беженцы в Австрии, потеряв надежду обратить внимание властей города Инсбрука на свои проблемы, обращаемся к вам с просьбой защитить нас от произвола некоторых чиновников, которые оказывают на нас систематическое психологическое давление, приносящее нам большие страдания.
На земле Тироль проживает около 450 чеченцев (120 семей). Из них признаны беженцами всего 25 семей. Из признанных беженцев жилье предоставлено только 10 семьям. Остальные проживают в контейнерах, приспособленных под общежития. Сроки проживания в этих временных пунктах растягиваются на неопределенное время (4-6 месяцев).
Чеченским беженцам отказывают в убежище, ссылаясь на то, что в Чечне война закончилась, чеченцы могут проживать на любой территории Российской Федерации.
Власти Тироля, в лице Координатора по делам беженцев Петера Логера и его заместителя Мелиты Дума открыто называют чеченцев нежелательной и проблемной категорией. Расселение кандидатов в беженцы производится, разделяя беженцев на чеченцев и остальных. Чеченцы распределяются подальше в горы, где не ходит транспорт ближе, самая дальняя точка – 140 километров. Беженцы называют Fieberbrun – одно из мест расселения чеченцев, ссылкой. Этот хутор находится на высоте более 2-х тысяч метров над уровнем моря. Если кто-нибудь из чеченских беженцев жалуется, например, просит заменить свинину на другое мясо, руководство координационного центра грозит: «Захотели в Fieberbrun?». Горные хутора – это проблемы со школой, медициной, работой, интеграцией из-за ограниченности в передвижении. На сегодняшний день в таких хуторах расселяются в основном чеченцы.
Из всех 450 чеченцев в городе живут только несколько семей, которым удалось самим снять жилье. Но другая этническая группа – албанцы, имеет привилегированное положение, они живут в Инсбруке, иногда для нового албанца освобождается место в пансионате, переселяя чеченца в горы. Эти условия предоставляет албанской группе заместитель Координатора Мелита – этническая албанка, которая проводит открытую политику дискриминации чеченцев по этническому признаку.
Не имея на то никаких оснований, Координатор П. Логер и его заместитель М. Дума занимаются постоянной дискредитацией и античеченской пропагандой в СМИ (примеры прилагаются).
Любой беженец после получения статуса в течение месяца получает жилье, но чеченцы предоставлены самим себе, они самостоятельно не могут снять жилье без помощи социальных работников, а после того, как проходит 4-5 месяцев в тщетных поисках жилья, их просто выставляют из общежития.
Комментарии:
1. Многократные требования беженцев изолировать от общества психически больного Вадуда Аюбова, впоследствии совершившего убийство чеченца, было проигнорировано, но другую чеченку, которая разрешила своей 16-летней дочери выйти замуж за любимого человека, по указанию этих же людей арестовывают и помещают в психиатрическую лечебницу.
2. Чеченская семья купила изношенный автомобиль, так как у них большая семья и им дешевле было ездить на своем авто, чем общественным транспортом, за это по указанию этих людей, их ночью выселили из пансионата, прямо на улицу, вместе с детьми.
3. Чеченец Валид Ибрагимов нашел мобильный телефон и заявил об этом в полицию, но полиция обвинила его в краже и оштрафовала на 180 евро
4. Бисолта Гилагаев и Сайд-Магомед Музугов были задержаны на велосипедной стоянке из-за того, что у них в сумке оказались плоскогубцы, их попросили подписать бумаги, а затем оказалось, что они «признались» в попытке угнать чужой велосипед. Они оштрафованы судом на 760 евро.
5. Муса Юнусханов и Бекхан Алимханов столкнулись на велосипедах, один из них упал на стул и сломал его. Их заставили подписать бумаги, где они «отказываются от переводчика, адвоката, во всем сознаются и согласны на любое решение суда». Их осудили на 2 года условно. Для сравнения: Австриец в г. Сан-Полтен наехал на чеченку, которая ехала на велосипеде, сбил ее, она получила увечья с потерей трудоспособности, но австриец не понес никакого наказания.
6. В пансионате Jenbach после конфликта чеченцев и афганцев, владелец выгнал на улицу зимой вместе с детьми все чеченские семьи, которые около месяца жили на вокзалах, в ночлежках. Затем их отправили в «штрафной» лагерь для чеченцев – Fils, в 140 километрах от Инсбрука Приказ о выселении чеченцев отдал сам Логар и вещи чеченцев выбрасывались из окон прямо на снег. Кроме того, их лишили на 2 месяца средств существования.
7. Мелита постоянно оскорбляет чеченцев, называя их ненормальной нацией и задевая их чувства собственного достоинства.
8. Чеченские беженцы лишены возможности психологической реабилитации, вместо этого на них оказывается психологическое давление со стороны Координатора, который является членом правительства Тироля, со стороны чиновников и полиции, которая предвзято считает чеченцев потенциальными преступниками, хотя в Тироле нет ни одного чеченца, который совершил преступление и осужден за это, кроме психически больного Вадуда, совершившего убийство из-за преступной халатности ответственных лиц, проигнорировавших заявления беженцев.
Эти комментарии лишь небольшие примеры предвзятого отношения властей к чеченской этнической группе беженцев.
Дело не в том, что чеченцам не дают жить в городе и отправляют в горы.
Чеченцы – это особая группа беженцев, которая испытала все тяготы войны, преследований, пыток, потерю родных, детей, родителей, многие из них потеряли жилье, имущество, они несправедливо обвинены российскими средствами массовой информации в «бандитизме». Эта группа остро нуждается в психологической реабилитации, поддержке и понимании. Но описанное выше отношение тирольских властей к чеченским беженцам может привести к нежелательным результатам.
|