РАЗДЕЛ "ПРЕССА"

Власть сожрет сама себя

Александр Храмчихин, Prognosis.Ru, 26.11.05г.

 

Катастрофа возникнет «на пустом месте»

«Праздник» 4 ноября с исторической точки зрения представляет собой день Казанской иконы Божьей Матери и более ничего. С точки зрения сегодняшнего смыслового наполнения получилась, как и следовало ожидать, смесь нацизма с маразмом.

Причина очевидна – никогда, похоже, в российской истории не было власти, настолько не имеющей отношения к интересам страны, как та, что пришла в 2000 году (пожалуй, единственный близкий аналог – это, как раз, оккупационная власть, которую ополченцы Минина и Пожарского свергли в 1612 г.). Даже впавшая в глубочайший маразм власть эпохи «гонок на лафетах» начала 80-х в силу своего понимания как-то заботилась об интересах страны. Сегодня начальники думают исключительно о собственном кармане. Соответственно, система управления страной предельно упрощается и будет рассчитана на обслуживание самих начальников и трубы, через которую нефтедоллары текут в их карманы. Для этого требуется не более 50 млн. чел. населения. Остальные 100 млн. – лишние. Отсюда сброс специализированной медицины, возведенный в ранг «национального проекта», отсюда сброс высокотехнологичных видов ВС родов войск (армия превращается в наёмную карательную пехоту), отсюда примитивизация образования и т.п.

Если интересы власти прямо противоречат интересам страны и подавляющего большинства населения, никакая сверхблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и никакой агитпроп не позволят ей оставаться во главе страны слишком долго. Каким образом может произойти её крушение?

Падение цен на нефть в обозримой перспективе практически исключено, если только на Западе не произойдет какого-то эпохального технологического прорыва, позволяющего резко снизить её потребление. Можно также практически исключить «оранжевую революцию» в грузинско-украинском варианте. Для её осуществления, как минимум, необходимо наличие очень популярного в народе политика, вышедшего из нынешней элиты. Касьянов на эту роль совершенно не тянет. К власти он может прийти исключительно как преемник (возможно, негласный), но это уже не революция. Отсутствует также какая бы то ни было влиятельная политическая сила, способная вывести на улицу народные массы хотя бы в крупных городах. Однако найдутся и другие причины.

В следующем году предстоит назначение главы Дагестана, которое с высокой вероятностью приведет к катастрофе всероссийского масштаба. Москва просто не способна разобраться в сложнейшей этнополитической палитре этой республики, а правящий в Махачкале клан всегда готов декларировать полную лояльность и обеспечить требуемый откат. Все эти факторы говорят в пользу переназначения Магомедали Магомедова, которого давно не приемлет большая часть населения Дагестана. Сегодня недовольство на грани взрыва направлено на правящий даргинский клан, на Москву люди пока еще надеются, как на высшего арбитра. После того, как произойдет переназначение, недовольство перерастет во взрыв, направленный уже не против Махачкалы, а против Москвы. Чечня покажется после этого детским садом. Во главе восстания окажутся исламские ваххабитские интегристы как единственная сплачивающая наднациональная сила, после чего восстание начнет охватывать весь Кавказ. Для его подавления не хватит не только СКВО, но и ВС и ВВ в целом. Тем более что война, превышающая по масштабам первую чеченскую, приведет к массовому бегству из армии и призывников, и контрактников.

У революции по киргизскому варианту (бунт низов в регионах) могут быть причины не только этноконфессиональные, но и социально-экономические. Например, горячей точкой может стать Омская область, которая внезапно оказалась под двойным ударом. Во-первых, из нее уходит купленная «Газпромом» «Сибнефть», которая до сего дня обеспечивала половину доходов регионального бюджета. Во-вторых, наш «стратегический союзник» Китай решил, что воды Иртыша ему нужны для ирригации Синцзянь-Уйгурского района. Их отвод от верховьев реки приведет к катастрофическому обмелению Иртыша, оставляя без воды промышленность и население области. На робкие запросы Москвы Пекин реагирует единственно возможным образом – даже не считает нужным на них отвечать.

Учитывая традиционную повышенную оппозиционность омского электората, социальный взрыв в таких условиях окажется в высшей степени реальным. Разумеется, он будет сопровождаться перекрытием Транссиба, что автоматически приведет к изоляции всей Сибири и Дальнего Востока от Европейской России. Силовое подавление восстания и в этом случае не представляется возможным. Хоть и строится сегодня армия как карательный механизм, но, пока ещё, нет у неё традиций стрельбы по своим. Более того, сегодня и призывники, и контрактники, как правило, служат в пределах своего военного округа. Поэтому, они скорее будут стрелять не в земляков, а в того, кто попытается отдать им соответствующий приказ. Деньгами дело не спасёшь, во-первых, их по привычке разворуют еще в Москве, во-вторых, воды от этого не прибавится.

Наконец, власть может съесть саму себя. Упрощение системы и полный отказ от решения реальных задач страны приводят к быстрой дебилизации власти, т.е. к стремительному падению качества принимаемых решений. Кроме того, беспредельный грабеж вызывает внутренние конфликты между «башнями Кремля». В итоге власть может либо принять какое-либо особо «выдающееся» решение, которое вызовет катастрофические последствия (перерегистрация «Сибнефти» в Питере и переназначение Магомедова в Махачкале – примеры таких решений), либо драка за какой-нибудь новый «ЮКОС» выплеснется за пределы Садового кольца.

Сегодняшняя российская власть чрезвычайно труслива, она панически боится любого реального сопротивления. Одновременно, она на редкость упряма, поскольку считает, что нельзя демонстрировать слабость и поддаваться на внешнее давление. Кроме того, она искренне уверена в том, что народ – безмозглое быдло, управляемое с помощью агитпропа и политтехнологий, никакое народное движение «снизу» невозможно в принципе, оно обязательно кем-нибудь инспирировано. Наконец, как уже говорилось, главная её задача – сохранение и приумножение собственного благосостояния. Соответственно, адекватная реакция на катастрофу невозможна. Сначала начнётся поиск заговорщиков, коими, видимо, всерьёз будут считать Каспарова и Лимонова, а потом будут паника и крах. Особенно когда станет очевидно, что ни силовые структуры, ни различные «наши» хунвэйбины, ни, тем более, простые обыватели не будут защищать маленького серенького человечка с высоким рейтингом ни от ваххабитов, ни от обезвоженных сибиряков. Не стоит он того, чтобы за него умирать. Что касается грызловых, мироновых, сурковых, кудриных, сечиных, грефов и бесчисленных ивановых, умирать за них не придёт в голову, видимо, даже их ближайшим родственникам.

Внезапный крах власти с высокой долей вероятности будет означать крах страны, поскольку ни красная, ни оранжевая, ни коричневая оппозиция не имеют ни лидеров, ни организационных структур, ни какой бы то ни было позитивной программы, позволяющей перехватить руководство Россией. В такой ситуации нас бросится спасать… Америка, которая и так стоит перед реальной перспективой крушения всей своей внешней политики, а тут еще возникнет «счастливая» возможность получить два-три десятка ядерных держав с нацистскими или охлократическими режимами при колоссальном усилении Китая, который не упустит возможность восстановить «справедливую» границу где-нибудь по Енисею.

Проклиная «ненавистную варварскую Россию», Вашингтон постарается добиться того, чтобы она развалилась не более чем на три куска, а лучше бы сохранилась в том виде, как есть сейчас. Смонтированное с американской помощью руководство страны станет, видимо, причудливым симбиозом самых разных фигур и сил. В Кремль затащат Касьянова, к нему прибьется Рогозин, как лидер наиболее дееспособной из всех наших недееспособных партий. Вполне вероятно, что из глубины сибирских руд извлекут Ходорковского и, например, Квачкова. Все это будет приправлено нынешними «видными оппозиционерами» типа Зюганова, Явлинского и Немцова. При всей комичности подобной коалиции, она будет не хуже нынешней власти, поскольку хуже некуда. День освобождения Кремля от питерских «стабилизаторов» станет новым национальным праздником.