РАЗДЕЛ "ПРЕССА"

А. Закаев: «Чеченский народ пережил Сталина и Берию. Переживет он и Путина»

IA DAYMOHK, 22.11.05г.

 

(Эксклюзивное интервью с заместителем Председателя Кабинета Министров Чеченской Республики Ичкерия Ахмедом Закаевым РЧИА)

 

- Ахмед, как Вы оцениваете последствия российско-чеченских войн для Чечни и для России?

А. Закаев: Война идет в общей сложности уже десять лет. Она унесла более трехсот тысяч жизней с обеих сторон. Это то, что уже точно никто и никогда не вернет. Нельзя вернуть человеческую жизнь, даже если абсолютно изменится форма государственного правления. Кроме погибших, велико количество судеб, абсолютно искалеченных этой войной. По нашим наблюдениям, в результате ротации через Чечню уже прошло более миллиона силовиков. Мы до сих пор не справились с «афганским» синдромом, но уже получили новую проблему в виде «чеченского»…Сначала военных командировали к нам на три месяца, сейчас этот срок увеличился вдвое. Они возвращаются в Россию, и никто не отвечает за последствия… При этом мы, Россия и Чечня, просто обречены жить вместе. Нам некуда деваться друг от друга. А вместо этого мы имеем все углубляющуюся пропасть отчуждения между нашими народами. Да, война длится уже десять лет. Но для того, чтобы разобраться с ее последствиями, потребуются десятилетия.

- Одной из публикаций, вызвавших столь активный интерес к нашей газете и организации со стороны различных «компетентных» органов, стало Ваше обращение к российскому народу накануне президентских выборов 2004 года. В нем Вы связали перспективу наступления мира со сменой власти в России. Критики в погонах сочли призыв не голосовать за одного из кандидатов в президенты, каковым являлся на тот момент Путин, сначала - призывом к насильственному изменению конституционного строя, а затем - фактом возбуждения национальной вражды…Вы можете еще раз объяснить, к чему именно вы призывали?

А. Закаев: Такое можно услышать только в современной России. А как же быть с остальными многочисленными кандидатами в президенты, которые тогда соперничали с Путиным? Почему их до сих пор не обвинили в попытке свержения конституционного строя и захвате государственной власти? Мой призыв не голосовать за Путина ничем не отличался от критики в его адрес со стороны конкурентов в борьбе за президентское кресло. Я до сих пор абсолютно уверен, что мир в Чечне зависит от смены политического руководства. Нынешняя властная команда ответственна за тягчайшие преступления, совершаемые в Чечне. При этом ни одна власть не способна легко признать свою ответственность за совершенные ошибки и допущенные просчеты. Здесь же речь идет не просто об ошибках.

- Вы считаете, что именно эта «команда», эти руководители Российского государства должны понести наказание за все происходящее?

А. Закаев: Я абсолютно в этом уверен. Я понимаю, что сегодня это звучит нереально. Но мы-то хорошо знаем, имея наше общее советское прошлое, что рано или поздно правовая и политическая оценка происходящим событиям будет дана. Многое сейчас развивается более динамично, чем десять или пятнадцать лет назад. И этот день, когда сегодняшние преступники понесут заслуженное наказание, не так уж далек. Не за такими уж он высокими горами.

- Каким образом можно привлечь к ответственности тех, кто не только исполнял приказы, подобно Ульману, но и тех, кто их отдавал, учитывая отсутствие внешнего резонанса на происходящее в Чечне?

А. Закаев: Эта команда должна сесть на скамью подсудимых за организацию преступлений и подстрекательство к ним. При этом виновных найти на самом деле не так уж и сложно. Ульман и Буданов - всего лишь грязные винтики в машине, творящей бесчинства. Были ведь и инженеры, которых надо судить. Не только Ульмана, но и того, кто отдал приказ расстрелять невинных людей. И их имена установить не сложно. Для этого нужна воля. К сожалению, этого не приходится ждать от руководства страны, когда чиновник в ранге премьер-министра способен делать ремарки типа «мочить в сортире»… В любой цивилизованной стране такой премьер немедленно отправился бы в отставку. Но только не в России. И дело в том, что эта «гэбэшная» клика оказалась у власти в результате ошибок, допущенных на этапе демократических реформ. Ведь эти демократические реформы не оправдали себя, в первую очередь, потому что «рыцари плаща и кинжала» получили возможность трансформироваться. При столь яркой декларации начала процесса приобщения к демократическим ценностям, не было суда ни над коммунизмом, ни над КГБ. Это зло общество так и не осудило. Именно поэтому они просто трансформировались, влившись в новое «общество строителей капитализма». А реформы, в свою очередь, не оправдали себя, потому что народу было обещаны разные блага. Причем, много, сразу и всем. Народ очень захотел жить сразу как на Западе. Этого не получил и потому счел реформы провальными. Власть же, в свою очередь, нуждалась в каком-то оправдании провала своей экономической политики. Ей требовалось увести внимание народа от реальных проблем. И самое удобное средство для этого - война. Эта власть держится, потому что потакает самым низменным инстинктам толпы. Власть подпитывают ее разрушительные настроения, совершенно упуская из виду, что эта сила может обернуться против нее самой. Для того чтобы сдержать толпу, нужно быть, по меньшей мере, Сталиным. Те, кто сейчас у власти, даже до Ежова с Берией не дотягивают. Их политика ведет к развалу России. Причина в том, что они являются временщиками. А потому считают себя свободными от необходимости задумываться о последствиях своих действий.

- В Испании после мадридского теракта народ не проголосовал за Аснара на выборах, которые прошли всего спустя неделю после путинских. Сейчас антивоенное движение в Америке заставляет хотя бы как-то пересмотреть нормы поведения военных… В России же народ безмолвствует, и антивоенное движение - удел маргиналов, хотя количество гробов из Чечни не уменьшается.

А. Закаев: Мне кажется, что это внешнее равнодушие россиян к происходящему - одна из наиболее старых болезней этого сообщества. Возникает ощущение, что команда Путина востребована российским обществом. Я понимаю, что в России много людей, искренне недовольных этой политикой насилия, но они молчат… Мне больно, что многие россияне все-таки воспринимают Чечню как некое инородное тело. Сейчас тяжело наблюдать за политическими игрищами в раздираемой Чечне. Все нынешние российские партии, включая самые демократические, набросились на Чечню как стервятники. Принимая участие в очередных псевдовыборах, они, по сути, стали соучастниками преступлений путинской клики в Чечне и на Северном Кавказе. Ведь таким образом они придают этой власти оттенок законности. Даже уважаемая мной Людмила Михайловна Алексеева после событий в башкирском Благовещенске и обнародования скандально известного приказа сделала признание, которое меня лично просто шокировало: она буквально сказала: «мы знали о существовании пресловутого приказа о «фильтрах», но думали, что это касается только Чечни». Количество людей, противостоящих насилию, можно пересчитать по пальцам. Недавно я узнал, что умер Александр Любославский. Пусть земля ему будет пухом. На одного достойного человека в этом мире стало меньше. В Москве и Питере регулярно проводятся антивоенные пикеты. Но них приходит десять-пятнадцать человек. Путин знает, что ему нет необходимости менять свою политику. Чтобы он ни делал, все равно большинство промолчит. Большинство абсолютно инертно, что и развязывает руки руководству. В результате запылал весь Кавказ. Я часто встречаюсь с западными политиками и пытаюсь объяснить им одну простую истину: стабильный Северный Кавказ - это стабильная Россия, а стабильная Россия - это стабильная Европа.

- И какова реакция на Ваши объяснения?

А. Закаев: Пока молчат. И это означает, что нынешняя политическая элита более предпочитает договариваться со злом, чем противостоять ему. Но уже наметилась тенденция к смене политических элит. В Германии Шредер потерял свои позиции. Непонятно чем закончится ситуация во Франции… То есть, люди в демократических государствах стали понимать опасность подобных людей во власти и не хотят за них голосовать.

- Как вы оцениваете ситуацию в Чечне и перспективы ее развития после убийства Масхадова?

А. Закаев: Если говорить о Масхадове, то нельзя не вспомнить о цели, к которой он шел - достижению мира. Я также абсолютно уверен, что российско-чеченский конфликт не имеет силового решения. Политика Кремля, направленная на эскалацию противостояния, доказала свою полную несостоятельность. Силы чеченского сопротивления тоже не в состоянии разгромить постоянно обновляемую двухсоттысячную группировку российских войск. Преемник Масхадова Абдул-Халим Садулаев неоднократно заявлял о своей готовности к политическим переговорам. Все эти псевдовыборы только отдаляют процесс урегулирования конфликта. И ответственность за последствия этого полностью несет российское руководство. Катастрофа уже случилась: в борьбу оказалось втянуто уже несколько республик Северного Кавказа - Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария. На мой взгляд, именно российское руководство усугубило тяжесть ситуации на Северном Кавказе. В 1992 году, еще при Ельцине, был подписан федеративный договор, который констатировал добровольное вхождение народов в состав Российской Федерации. Чечня его тогда не подписала. Путин же своей политикой, по сути, денонсировал этот договор. В лучших традициях имперской политики он сначала лишил народы права избирать свое руководство, а теперь пытается лишить их права на вероисповедание. Я имею здесь в виду Кабардино-Балкарию, в первую очередь. Люди идут в мечеть, а в результате попадают в черный список, и исчезают ночью…

- О каком политическом решении вы сейчас говорите? Что конкретно вы предлагаете в качестве мирного варианта решения проблемы?

А. Закаев: Как говорил покойный президент Масхадов, проблему российско-чеченского вооруженного конфликта можно решить за полчаса. Но для этого нужна воля. Наша сторона готова говорить о мире. Но у нас нет партнеров для переговорного процесса.

- Вы утверждаете, что готовы сесть за стол переговоров. Но Вы вошли в состав нового правительства ЧРИ вместе с Басаевым. Такая связка для многих стала знаком того, что официальное руководство Сопротивления сейчас более склонно разделять его взгляды… А мы все отлично знаем, какие методы он считает приемлемыми для себя в ведении войны.

А. Закаев: На днях Садулаев еще раз выступил на радио «Свобода». Я слушал его выступление. Он опять заявил, что в случае учреждения международного трибунала по Чечне, все преступники, включая Басаева, предстанут перед судом. После того, как Басаев взял на себя ответственность за «Норд-Ост», Масхадов отстранил его от всех занимаемых должностей. И что мы получили в результате? Беслан…

- То есть, вы хотите сказать, что Басаев в составе руководства сопротивления - это некая гарантия от того, что этот человек не решится на очередной Беслан?

А. Закаев: Вопрос о Басаеве действительно сложный… Но кроме заявлений самого Басаева о том, что Беслан организовал он, у нас нет никаких прямых доказательств, что за Бесланом стоит именно Басаев. Или только Басаев. Я внимательно слежу за судом над Кулаевым, проходящим во Владикавказе. Он показывает, что Кулаев знал, что приказ отдал Басаев со слов руководителей группы, захвативших школу. И, кроме того, вам не кажется подозрительным, что не все заявления Басаева о его ответственности за те или иные террористические акты объявляются достойными доверия. Например, Басаев брал на себя ответственность за срыв энергоснабжения Москвы. Почему тогда никто ему не поверил? Когда я говорю о мирных переговорах, я не предлагаю, чтобы за стол сели Путин и Басаев… Я не утверждаю, чтобы именно они должны о чем-то договариваться. Но рано или поздно двум сторонам конфликта придется начать говорить друг с другом. Все войны, так или иначе, но заканчиваются миром. Жаль людей, которые сейчас теряют свои жизни, жаль тех, чьи судьбы навсегда искалечены.

- Предположим, что Ваш очень оптимистичный прогноз оправдается. Переговоры начнутся… Но что вы предлагаете делать с восьмитысячным воинством Рамзана Кадырова?

А. Закаев: Это - абсолютно искусственно созданная проблема, существующая только благодаря тому, что в Чечне стоит двухсоттысячная группировка российских войск. Эти бандитские формирования не смогли бы существовать без поддержки Москвы. Москве нужны эти отморозки. Выставляя их на первый план, в Кремле пытаются уйти от ответственности за преступления. Руками кадыровцев действительно творится беспредельное зло. Но они не представляют опасности для будущего Чечни. Ведь если предположить, что российские войска оставляют Чечню, то у этих банд не будет шанса.

- Вы полагаете, что гражданская война Чечне не грозит, если ее оставить один на один с двумя полками кадыровцев?

А. Закаев: Нет, именно потому что их не оставляют один на один, и идет гражданская война. И российскую группировку не выводят из Чечни именно потому, что понимают, что Чечню кадыровцы не удержат. А режиссеры сидят на Лубянке. И они просто меняют одних действующих лиц в этой драме на других. Вспомните, куда делись четыре тысячи гантемировцев… А куда делись автурхановцы и лабазановцы? Никуда. Главари убежали впереди российских войск, а рядовые растворились…

Чеченский народ пережил Грозного, пережил Николая, пережил Сталина и Берию, пережил Ельцина… Переживет он и Путина.

Беседовала Оксана ЧЕЛЫШЕВА