РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"
   

Посланница чеченской культуры

Сулейманов Саид, для CHECHENPRESS, 19.11.05г.

 

Могла ли думать чеченская девочка, мечтающая стать певицей, что она когда-нибудь променяет свое родное село Шалажи на далекий Канадский город Монт-Реаль? Конечно же, нет!

И тем более, не могло ей придти в голову, что причиной тому будет неслыханная по своей жестокости, война.

Она смотрела на мир широко открытыми глазами и верила во все светлое и доброе.

Ей повезло. Детство, отрочество и юность у нее были, в отличии от сегодняшних молодых людей – свидетелей войны, можно сказать, счастливыми. Ее заветную мечту – стать певицей, всегда поддерживали родители, особенно отец, купивший однажды на базаре, к ее безумной радости, чеченскую гармошку, вместо коровы, которую он должен был приобрести.

И он же, после окончания школы, сам отвез ее в Грозный, в музыкальное училище, которое славилось высококвалифицированными педагогами.

Отец Бирлант настолько сильно любил чеченскую музыку, что перед смертью завещал девочке сыграть на гармошке вслед ему, когда двинется похоронная процессия в сторону кладбища.

Дочь исполнила его завещание. Через 3 дня после похорон она ушла далеко на окраину села, чтобы никто ее не видел, и сыграла на гармошке любимые мелодии отца.

В музыкальном училище девушка слывет самой способной студенткой. Правда, на смотрах, где она завоевывает первые места, ей их не присуждают только потому, что она чеченка. Ни для кого не секрет, что и в то, якобы, безмятежное советское время, было обычным явлением ущемлять чеченцев, даже в сфере искусства.

Трудно складывается творческая жизнь Бирлант после окончания училища. У нее очень прямой, бескомпромиссный характер и обостренное чувство справедливости, а с такими качествами, естественно, человеку всегда трудно приспосабливаться в этой жизни.

Тем не менее, она работает. Но работает как? Она – обладательница прекрасного голоса, которая, по идее, должна была блистать на сцене, с сольными концертами, долгое время работает в чеченском государственном ансамбле «Вайнах», играет в оркестре на гармошке и поет несколько песен. Если она что-то и пела на телевидении – эти записи почему-то уничтожались. Был тогда на нашем телевидении такой варварский обычай – ничего не сохранять.

Видимо, у каждого человека есть свой, данный ему Всевышним отрезок времени, когда он должен наиболее ярко проявить себя.

Бирлант проявляет себя в самое тревожное время – в преддверии войны. Она становится политической певицей и участвует почти на всех митингах, где она поднимает дух своего народа, исполняя песни, почти все – на слова своего мужа, Сабдуллаева Маккала, чеченского поэта и драматурга.

Кстати, хочу напомнить читателям, что это она исполняет любимую всеми песню «Сий долу нохчо», посвященную всем чеченским бойцам Сопротивления, а конкретно – командующему Юго-Западного фронта, Закаеву Ахмеду.

И это она пела прямо в лицо ошарашенному секретарю Совета Безопасности России, Лебедю, приехавшему на инаугурацию чеченского президента Аслана Масхадова:

...За что в руинах моя столица?
За что в руинах мое село?....

Бирлант так же, как и весь чеченский народ, пьет из горького колодца войны свою чашу страданий.

В начале Второй русско-чеченской войны, Кузбасский ОМОН задерживает на городском блокпосту ее мужа, заместителя министра культуры ЧРИ, поэта и драматурга, Сабдуллаева Маккала. И он бесследно исчезает.

Бирлант проходит все инстанции в поисках мужа, ищет его среди трупов и в фильтрационных лагерях, обходит все правозащитные инстанции, обивает пороги российских военачальников.

Но все – безрезультатно!

На ее вопрос: «За что? Он ведь поэт!» – ей дан ответ: «Лучше бы он головы отрезал, тогда его участь была бы не столь плачевна».

Она не находит его следа. На Ханкале, куда, по слухам, после Октябрьской комендатуры, именуемой «черной дырой», перевезли Маккала, ей цинично заявили: «Он отправлен на псарню».

Это означало, что они отдали его на растерзание собакам.

Не зря говорят, что страшнее человека зверя нет!

Российские двуногие псы отдали чеченского поэта на растерзание своим четвероногим собратьям, которых они давно приучили питаться одной человечиной!

Только за то, что он хотел мира и свободы на своей земле!

Что только не вынесет чеченская женщина!

Бирлант перенесла этот страшный удар, правда, не бесследно. Позже, когда она выйдет из шока, у нее случится инфаркт. А пока она, как в каком-то кошмарном сне, вытянувшись вся в напряженную струну, как сомнамбула, автоматически делает все, что должна делать мать.

Она уезжает из Чечни, где ее ожидает та же участь, то есть бесследное исчезновение, но она не может оставить своих детей круглыми сиротами и перебирается с ними в Грузию, где и переносит все последствия жестокого удара, в том числе и инфаркт.

Но Бирлант не сдается. Она верна своему творчеству. Здесь, в Грузии, она записывает два альбома. Многие песни, как всегда, посвящены антивоенной теме, теме свободы Чечни, многие из них опять же на слова Сабдуллаева Маккала.

И здесь, впервые, она сама пишет слова для песни, посвященной светлой памяти своего мужа, поэта, Сабдуллаева Маккала:

...Iаржачу латто хьо шен кийрахь къуьйлу-те, Буьрасачу мостагIо хьо чехош ву техьа, Сан дахар дацди ахь, ирсах со хадош – Са тоха ницкъ лоллахь, хIай Везан Дела!..

Известная английская актриса и правозащитника Ванесса Редгрэйв приглашает чеченскую певицу на гастроли в Лондон, где она, в сопровождении шотландского оркестра, исполняет чеченские песни.

После Лондонских гастролей ее приглашают в Хорватию, где она на острове Малу Брийони, в театре «Улизис» играет в спектакле «Медея», в качестве актрисы, певицы и композитора, и представляет кавказскую культуру, так как Медея была родом из Колхиды.

В этом проекте она исполняет песни на слова Яндарбиева Зелимхана и Сабдуллаева Маккала.

Спектакль пользуется большим успехом и ставится несколько сезонов подряд, каждый раз чеченская певица выезжает в Хорватию, первое время из Грузии, а в последнее время из Канады, куда, при содействии ООН, она переправлена с семьей.

Еще в свою первую поездку в Хорватию она познакомилась с замечательным канадским режиссером-документалистом Хелен Довли, которая сняла более 100 фильмов. Режиссер очень заинтересовалась творчеством Бирлант и чеченской культурой, и пригласила ее в 2003 году участвовать в ее фильме «Мессенджерс».

Этот фильм представляет носителей культуры во всем мире, особенно тех, кто работает вне господствующей культуры. В фильме участвуют известные люди Запада, такие как Сусанна Сонтаг, чьи книги переведены на 32 языка мира, и по чьим сценариям поставлены известные американские фильмы. Так же она известна своей правозащитной деятельностью, за которую получила премию мира Германского ордена писателей в 2003 году. Очень активно занималась проблемой Югославии и является почетным гражданином г. Сараево.

Так же, в фильме участвует Шотланский композитор и гуманист Найджел Осборн, который изобрел новый подход к музыкальной терапии для детей, травмированных войной.

Чеченская певица в этом фильме тоже мессенджер, то есть, посланник от Чечни. Фильм участвовал во многих международных фестивалях (Париж, Монт-Реаль, Ванкувер), получил награды и имеет хорошие отзывы в прессе.

Сейчас у Хелен Довли возникла новая идея – создать фильм про Рамзаеву Бирлант и через призму истории ее семьи показать всю историю Чечни, так как судьба чеченской певицы тесно переплетена с трагическими событиями в Чечне. Канадский режиссер уже приступила к воплощению своей идеи в жизнь. Она очень тщательно и кропотливо собирает материал для фильма.

Недавно она посетила Бельгию, где в Брюсселе встретилась с людьми, которые близко знакомы с Бирлант и с ее творчеством, в частности, с журналисткой, которая перед самым началом Второй русско-чеческой войны закончила на телевидении «Нохчо» первую часть, из задуманной ею трилогии о певице.

Так же Хелен встретилась с руководителями театра де Пош, где в сентябре две недели подряд шел спектакль о российском военном произволе в Чечне. Театр снабдил режиссера правдивым материалом о событиях в Чечне.

В планах Хелен поездка в Грузию, где Бирлант вынуждена была оставить весь свой архив, поскольку она имела право вывезти из Грузии в Канаду только 65-ти килограммовую поклажу. Еще Хелен мечтает встретится с матерью певицы, а так же побывать везде, где знают певицу и ее творчество.

Не знаю, сколько придется ждать (обычно, все высококачественное делается несуетливо), быть может и не так скоро на наш суд будет представлен фильм про уникальную певицу, которая никогда не пела конъюнктурные песни, никогда не пела песни в угоду власть держащим и хвалебные во славу их, а всегда придерживалась одной четкой позиции – преданности своему народу и тем идеалам свободы, за которые погибли и погибают лучшие сыновья Чечни!

* * *

Предлагаем читателям послушать новую песню Бирлант Рамзаевой «Дай баьхна латта» на слова Зелимхана Яндарбиева (Шахид, инша Аллах!).