Рузма - чеченский календарь
Зеламха Исаев
CHECHENPRESS, 14.11.05г.
«Календарь – исчисление дней и месяцев в году» - сказано в «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова.
Был ли таковой у чеченцев? Да. Это подтверждают хотя бы факты, которые бытуют у стариков по сей день. До мусульманского периода он ограничивался названиями месяцев, явлениями природы и трудовой деятельностью людей. Например: Iаьнан юьхь - начало зимы, бардал Iаьза — конец зимы, оханан хан — время пахоты, мангалан хан — время косьбы. Но после принятия ислама все стало более конкретизироваться со ссылками на арабский календарь, с точными названиями месяцев (см. табл.).
Названия месяцев
# |
арабские |
чеченские |
русские |
1 |
Мухаррам 30 дней |
Кхолламан 30 |
Январь 31 |
2 |
Сафар 29 |
Балабоссаран 29 |
Февраль 28-29 |
3 |
Раби-ал-аввал 30 |
Мовладан 30 |
Март 31 |
4 |
Раби-ас-сани 29 |
Оханан 29 |
Апрель 30 |
5 |
Джумада-ал-ула 30 |
Хьуьнаркъовсаран 30 |
Май 31 |
6 |
Джумада-ал-ахира 29 |
ЗухIара-седан 29 |
Июнь 30 |
7 |
Раджаб 30 |
ЧIирехкаран 30 |
Июль 31 |
8 |
ШаIабан 23 |
Турс-седан 29 |
Август 31 |
9 |
Рамадан 30 |
Мархийн 30 |
Сентябрь 30 |
10 |
Шаввал 29 |
Эсаран 29 |
Октябрь 31 |
11 |
ЗулькъаIада 30 |
Лахьанан 30 |
Ноябрь 30 |
12 |
Зулхьиджа 29-30 |
ГIурбанан,
Хьаьждаран 29-30 |
Декабрь 31 |
|
Но и сейчас хорошие знатоки арабского языка употребляют чеченские названия месяцев, минуя арабские. Например, говорят мархийн бутт, а не по-арабски — рамадан. Чеченское название «рузма» не совпадает с арабским названием календаря «такъвиймун». Даже это слово подтверждает, что у чеченцев был свой календарь. Некоторые названия месяцев образованы от арабского календаря, но они не повторяют их названий. Количества дней месяцев одинаковы и соответствуют лунному календарю.
Таким образом, видим, что ни одно чеченское название месяцев не повторяет их арабского названия. Это еще раз доказывает, что у нас был свой календарь. Давайте посмотрим, что обозначают названия этих месяцев: Кхолламан бутт – месяц Нового года. Балабоссаран бутт – месяц горя, означающий, что в последнюю среду этого месяца с неба на землю спускается беда, которая охватывает страданиями всех, к кому она явится. Мовладан бутт – месяц мовлада – восхваления, 12 числа этого месяца родился посланник Аллаха Мухаммад (а.с.с.). В честь его рождения, приглашая людей по возможности и состоянию, читают мовлад - восхваление Пророка (а.с.с.). Оханан бутт — месяц пахоты (доисламский период). Чеченцы тогда пахали один раз в году, и данный месяц соответствует апрелю. Хьуьнаркъовсаран бутт — месяц выявления доблести молодых. К этому экзамену каждый готовился целый год, проводя тренировки совместно с кем-то или в одиночку. Если юный человек выдерживал экзамен в эти годы, то ему присваивали звание къонаха (джигита), который становился известным по всей округе. Зухра-седан — месяц Зухры-Венеры. Зухра была славная красавица. Однажды с неба спустился ангел и влюбился в нее. Она обещала выйти замуж за него, если ангел назовет засекреченное сотое имя Бога, так как остальные 99 имен людям известны. Из-за любви к ней он назвал это имя, за что был наказан Богом. Чтобы другие на земле это имя не узнали, Зухру подняли на небо и превратили в звезду. Все это происходило в этот месяц, соответствующий июню, который названа честь Зухры. ЧIирехкаран бутт — месяц запрета мести. В этот месяц нельзя убивать кровника, если даже он на виду. (Что интересно, в этот месяц северяне, особенно русские, не бьют, и не едят собак. Говорят, что в этот месяц собака выделяет яд в теле). Турс-седан бутт — месяц созревания бахчи и плодов. В этот месяц созревали арбузы, дыни и некоторые фрукты. Когда появлялась эта звезда, люди смело шли на бахчу, не сомневаясь в спелости даров природы. Мархийн бутт - месяц Поста (или Уразы), в котором в светлое время суток запрещается есть и пить. Эсаран бутт — месяц-инея, появления первых заморозков показывает приближение холодов. Лахьан бутт — месяц мясной заготовки на зиму, когда употребляли в основном вяленое мясо. ГIурбан или Хьаьждаран бутт - месяц курбан-байрама или паломничества. В этот месяц с 10 по 12 числа режут барана старше 6 месяцев или семь человек совместно могут резать крупный рогатый скот старше двух лет, верблюда, а мясо желательно раздать бедным. Кроме того, в этот месяц те у кого есть состояние или возможность, должны поехать в Мекку для совершения хаджа. Бедные и неимущие освобождаются от этого фардза - обязанности.
Почему семь дней в неделе? — Старики говорят, что это соответствует семи небесам и семи землям. Дни у чеченцев священны. По преданию народа Бог сотворил:
Шотан дийнахь (в субботу) — Латтанаш — Земли;
КIиран дийнахь (в воскресенье) — Лаьманаш — Горы;
Оршотан дийнахь (в понедельник) — Дитташ — Деревья;
Шинарин дийнахь (во вторник) — Боданаш — Сумерки;
Кххаарийн динахь (в среду) — Hyp — Сияние, Свет;
Еарийн дийнахь (в четверг) — Хьайбанаш — Скот;
ПIераскан дийнахь (в пятницу) — Адамаш — Людей.
Раз человек сотворен в пятницу, мусульмане считают его самым священным днем, который подобен христианскому воскресенью. Не только недели, но и сутки и чеченцев делятся на семь частей. Вот вкратце о чеченском календаре, услышанном А.Юсуповым от стариков и найденном в книгах.
Краевед Адам Долатов пишет, что он более 30 лет посвятил составлению Вайнахского большого календаря. Он пишет, - календарь любого народа — депо очень непростое. Мы живем не только в пространстве, но и во времени. Если знаем широту и долготу какого-нибудь города, то легко найдем его на географической карте; параллель и меридиан точно укажут адрес любого места в пространстве. Адрес же во времени — дату любого события — нам дает своего рода карта времени. У нее свои «параллели» и «меридианы» - календарь, ведущий счет времени.
Почти каждый из древних народов имел свой календарь и летоисчисление вел по своей эре, ведя отсчет с того самого важного по их мнению, события. Оно могло быть мифическим и действительным, но строго определенным по времени.
Восстановить былой древний календарь, — это значит восстановить некоторые страницы истории, религии, языка и даже этнографии. Уже это перечисление говорит о важности той проблемы, которую поднимает педагог. В своей статье он ставит вопрос: «Был ли календарь у нохчи?» и отвечает утвердительно, приводя веские аргументы. В самом начале он указывает: «до мусульманского периода календарь ограничивался названиями месяцев, явлениями природы и трудовой деятельности людей» — по сезонам года. Тут есть доля правды, но не вся. У такого древнего народа, как нохчи, ведущего свой этноним от имени Нохь — первого послепотопного Пророка по Корану (Нухь), патриарха всех народов по Библии (Ной) и многозначного омонима «чи» в следующих значениях: «чи» — люди, «щий» — сам, самого, «цIий» — кровь, «чоь» — дом, суть понятий которых: «Люди Ноя», «Люди самого Ноя», «Люди крови Ноя», «Люди дома Ноя», не мог не быть свой календарь.
Древнейший в Евразии этноним «нохчи» зарегистрирован в древних письменных памятниках — в клинописных табличках Богазкейского архива. Хеттский царь Суппилулиума, живший в конце XV века до нашей эры, сообщает: «Когда я в страну Нухапши пошел походом, я завладел всеми ее странами. Царь был убит, его мать, его братьев, его сыновей я пленил и увел в страну хетов»...
«Нухапши» и «Нохчи» по своей сути идентичны. У нохчи по легенде древности имелись два календаря — «Большой» и «Малый». Большой календарь — «Айран шоIар» (Накопление лета бога вечного времени (Айра). Его полное чеченское название — «Айран исс цIекхлонийн шариIатан шоIар». Во главе нашего календаря стоит бог вечного времени Айра. Айра — один из девяти вариантов Верховного бога Ра, его суть во времени. И сегодня ингуши говорят о времени так: «с самого начала» — «айра хьалха». Большой календарь «Айран шоIар» имел вариант — «Ра Азама», от этой древней формулы, в котором «Ру» — «Ра», «Аза» — Маьлха Аза, «Ма» — бог — сын Ма, управитель солнца, «Зама», «рузма», «Рузма» — временное упрощение от Ру/Азама». Отсюда следует, что А. Юсупов самостоятельно, с помощью стариков, - хранителей древности, узнал настоящее название нашего древнего Малого календаря.
Теперь уясним суть полного названия вайнахского вечного календаря. Если «Аира» — бог времени, то «исс» — девять, «ЦIекхло» — повторение, цикл, «шариIат» — традиция по-вайнахски, «шоIар» — накопление лет. То есть это Девятиэрный, вечно цикличный традиционный календарь бога времени — Айра с космическим годом в 25.000 лет.
Встает вопрос: почему девятиэрный, и что это за девять эр? Для ответа надо обратиться к вайнахским названиям небесных светил, планет. В составе девяти эр находятся управление эр: — солнце, луна, семь небесных планет; - «Маьлха Аза» (само Солнце), его цикл во времени которого продолжается 2400 лунных лет, Бетта (Луна) — 2400, «Мисар» (Марс) — 2400, «Рош» (Меркурий) — 2400, «ХIай» (Нептун) —2400, «Нарта» (Уран) — 2400, «Пати» (Плутоний) 3600, «Сатав (Сатурн) —2520, «Иркапи» (Юпитер) — 2080 лет. По кривой орбите у всех планет цикл вращения — 3600 лет. В циклах «шоIара» поочередно два из светил и планет идут по «Гара гуоние», по неправильной орбите, а остальные по «Горга гуоние» — по правильной орбите. В результате происходит накопление постоянного числа — 2500 лет. Среди эр вайнахского девятиэрного календаря есть одна эра, которую вайнахи считают враждебной и скупой Земле и всему живому, в том числе и человечеству. Это эра «Иркали» — Юпитера продолжительность которой 2080 лет. Она имеет вариант «Саьхьара» — Скупая, опекает пустыню Сахару. Ведь и пустыня получила свое название от эпитета «Саьхьара» — скупая.
По эзотерической легенде нохчи у ТIиерры (Верховного бога Ра) были внучки дочери бога — сына «Ма» — Латта, Аза, Бетта, Мисар, Роша, ХIай, Нарта, Спата, Пати и Иркап (наши светила и планеты женского рода). Эзотерическая легенда утверждает, что все люди от Ма — человека по имени Фовка и от богини, дочери бога Ма и внучки Ра по имени Аза.
|