Секретные концлагеря ЦРУ в третьих странах
Чеченпресс, 06.11.05г.
В среду газета Washington Post опубликовала обширную статью о специальных тюрьмах, которые Центральное Разведывательное Управление США держит в некоторых странах Восточной Европы и Азии для подозреваемых в особо опасной террористической деятельности, в том числе ведущих представителей Аль-Каиды. Условия, в которых эти заключенные содержатся, противоречат, возможно, не только законам США, но и законам стран, где расположены эти тюрьмы.
Речь идет не о центре заключения на военной базе Гуантанамо и не об иракской тюрьме Абу-Граиб, которые находятся в ведении Пентагона, а о специальных засекреченных местах заключения, узники которых находятся в полной изоляции от внешнего мира и не имеют никаких контактов с кем бы то ни было, кроме сотрудников ЦРУ. В числе стран, где существуют такие места заключения, газета упоминает Афганистан и Таиланд – однако последний, судя по всему, попросил ЦРУ закрыть тюрьму на своей территории после того, как факт ее существования стал достоянием гласности.
Что же касается восточноевропейских стран, на территории которых имеются такие тюрьмы, то Washington Post уведомляет, что не называет их по просьбе высокопоставленных представителей администрации США, которые утверждают, что это может привести к дезорганизации антитеррористических операций в этих странах и за их пределами, а также к направленным против них актам террора. В связи с этим Чешская республика и Польша заявили, что в свое время отвергли просьбы ЦРУ об учреждении подобных центров на своей территории, а Венгрия уведомила, что к ней никто с такой просьбой не обращался. О том, что в остатке оказываются, по существу, Болгария и Румыния, никто пока прямо не упоминал.
Местоположение этих тюрем, которые в секретных документах Белого Дома, ЦРУ и министерства юстиции именуются «черными местами», известно лишь считанным людям, как правилу лишь высшему руководству соответствующей страны. Даже члены Сената США, занимающиеся вопросами разведки и террора, нередко не в курсе дела.
Сразу после 11 сентября ЦРУ составило список главарей Аль-Каиды и речь шла об организации специальных команд для их поимки и физической ликвидации. Однако вскоре было решено, что от пойманных будет гораздо больше пользы, если держать их в изоляции и подробно допрашивать. Так возникли «черные места». Всего число заключенных, которых считают по-настоящему причастными к организации террористических операций, не превышает 30, и именно они составляют население секретных тюрем. Еще около 70 человек были впоследствии сочтены не представляющими особой важности и перемещены в тюрьмы на территории таких арабских стран как Египет и Иордания.
Многие из этих заключенных, оказавшись впоследствии на воле, заявляли, что в арабских тюрьмах по отношению к ним применялись пытки. Египет и Иордания опровергали эти сообщения, но они подтверждаются данными правозащитных организаций. Что же касается самих «черных мест», то там, судя по всему, остается в силе «усиленный режим допроса», официально отмененный еще до скандала в тюрьме Абу-Граиб.
Существование секретных тюрем вызывает нарекания не только среди демократов, но и в ведомствах исполнительной власти США, даже в ЦРУ, где персонал полагает, что эта деятельность мешает разведывательной и портит репутацию страны. Сенат недавно принял поправку Джона Маккейна к бюджету Пентагона, требующую повсеместного соблюдения Женевских конвенций в отношении пленных, однако она еще нуждается в согласии Палаты представителей. Против поправки возражает вице-президент Чейни, считая ее слишком туманной и способной ввести исполнителей в заблуждение – New York Times саркастически замечает по этому поводу, что туманными Чейни представляются термины «убийства», «пытки», «жестокость», «унижения» и т. д. Тем временем директор ЦРУ Портер Госс просит сделать для его ведомства исключение из этого закона в случае его принятия.
Алексей Цветков, Радио Свобода
* * *
Стоит отметить, что практику создания «черных мест» для заключенных ЦРУ взяло на свое вооружения у русских. Так, по данным чеченских спецслужб, в Поволжье долгое время существует целая сеть засекреченных «номерных» тюрем ФСБ РФ. Кроме того, есть информация, согласно которой определенная часть чеченцев, похищенных русскими бандитами и их пособниками, морем доставляются в специальные концлагеря в Коми и Магаданской области. Как перевалочные базы используются концлагеря в Краснодаре, Ростове, Ставрополе, Пятигорске. Как правило, заложники подвергаются пыткам и каторжному труду. Концлагеря существуют также и на территории Северной Осетии. Однако из них живым еще никто не возвращался.
Концлагерная система создана на основе опыта прошлых лет НКВД в период сталинских репрессий, когда миллионы людей исчезали в застенках этой террористической организации. Система концлагерей введена по личной инициативе главаря кремлевского режима Путина.
Кроме того, данные о похищенных и эпатированных не попадают в органы исполнения наказаний. Информацией о судьбе заложников владеют лишь отдельные высокопоставленные чиновники спецслужб РФ, которым лично подчинены бандгруппы, занимающиеся похищениями людей.
Чеченпресс
|