РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"
   

Пьянь

Олег Смирнов, Чеченпресс, 28.10.05г.

 

Не проходит и дня, чтобы из Чечни не поступали сообщения о наездах российской бронетехники на мирных граждан. То БТР или БМП наедут на пешехода, то протаранят гражданскую легковушку. Одно из последних сообщений: на автотрассе Грозный-Аргун БМП раздавила микроавтобус. Результат – трое пострадавших, в том числе две женщины. Разумеется, пострадали исключительно пассажиры микроавтобуса. Из текста официального сообщения следует, что «столкновение произошло при совершении водителем БМП маневра левого поворота на перекрестке дороги, ведущей от Ханкалы на трассу».

На днях один из федеральных телеканалов рискнул показать редкий для российского телевидения правдивый сюжет. Это была съемка задержания чеченскими «милиционерами» экипажа БМП, раздавившего на улицах Грозного юную чеченскую студентку. На экране группа «в дупель» пьяных федералов в соответствующем обмундировании. Водитель БМП смотрит в камеру осоловевшим взглядом, едва держась на ногах. Похоже, он не только не понимает, что произошло, но и вообще далек от осознания реальности. Судя по его состоянию, он «вжарил» в себя не менее полутора бутылок водки. Разумеется, после такой дозы что проезжая часть, что обочина – все одно.

Сотрудники «Мемориала», не раз побывавшие в Чечне, свидетельствуют, что поголовное пьянство стало едва ли не визитной карточкой российских военных в Чечне. Пьют в Ханкале, пьют перед зачистками, пьют после зачисток, пьют за здравие и за упокой, пьют на задании и без, пьют на КПП, пьют водители, пьют контрактники и срочники, пьют подчиненные и их командиры, пьют днем и ночью. Водка и спирт ходят среди военных наравне с деньгами. Как твердая валюта.

Что может наделать пьяница в состоянии сильного алкогольного опьянения – всем известно. А если у мрази, у которой давно помутился рассудок от каждодневного пьянства, еще и автомат на плечах? С полной обоймой патронов? А если этой мрази и на гражданке, и на службе постоянно твердили, что «чеченцы – это не люди»? Что, мол, нет мирных чеченцев, есть только затаившиеся враги?

Светлана Ганнушкина из «Мемориала» рассказывает, что во время одной из поездок в Чечню машину правозащитников задержал российский военный патруль. Мельком взглянув на документы, федералы пустились в околополтические рассуждения, все более распаляясь. Суть их болтовни сводилась к тому, что, дескать, «мы тут Россию защищаем, а вы там в теплой Москве сидите». Светлана Ганнушкина обратила внимание, что болтуны с автоматами абсолютно пьяны и почти не осознают происходящего. При этом дула их автоматов направлены в ее сторону, а пальцы лежат на курках. Таким типам раз плюнуть застрелить кого угодно, хоть чеченца, хоть русского. А уж тем более русского, который встал на защиту прав чеченского народа.

Из источников, близких к Министерству обороны России, известно, что командование намеренно закрывает глаза на проблему поголовного пьянства среди военнослужащих в Чечне. Считается негласно, что без такого вида «отдыха» большинство федералов просто не выдержат нечеловеческих условий службы в республике. Мало того, что спиртное разрешено, так его еще и централизованно поставляют в Ханкалу. Грузинские военные недавно стали тому прямыми свидетелями. Они задержали караван российских грузовиков, которые среди прочих грузов везли в Чечню десятки ящиков с пивом, предназначенного федералам. Есть также данные о том, что почти каждый контрактник, направляющийся в Чечню, везет с собой одну-две канистры со спиртом. И никакая проверка ему не страшна! Милиции и военным патрулям, по признанию многих старослужащих, дано указание не трогать и не обыскивать таких «орлов».

Результат налицо. Пьяные водители российских боевых машин разъезжают по Грозному и другим населенным пунктам Чечни, как по дикому полю. Им все нипочем. Ведь чеченец, как его учили, «это не человек», а значит наехать на него, что дерево сбить. Однако каждая медаль имеет и свою обратную сторону. Все чаще беспробудное пьянство «освободителей» Чечни играет злые шутки с ними самими. Практически еженедельно, утверждают независимые военные эксперты, пьяные федералы гибнут от своего же оружия. Одни из-за неосторожного обращения с ним, другие в пьяных ссорах между собой. Дошло до настоящей войны между контрактниками и срочниками. Первые, по законам дедовщины, пытаются поставить себе на службу вторых. Тем временем, оружие и водка есть и у тех, и у других. Кровавые драки среди российских военнослужащих в Чечне стали обычным явлением. Ни о каком патриотизме здесь и речи нет. Среди федералов царит один закон – закон джунглей. Выживает сильнейший. Объединяются они только тогда, когда вместе выходят грабить и убивать чеченцев. Как вариант, требовать у них водку, спирт, или деньги на спиртное.

Командование чаще всего и на это закрывает глаза и открывает их только тогда, когда подробности какой-либо трагедии чудом становятся известны общественности. Как правило, случайно. Как в делах Ульмана или Буданова. К слову, Буданов – реальная иллюстрация результатов поголовной алкоголизации федерального воинства в Чечне со всеми вытекающими из этого факта последствиями. Если полковник напивается до невменяемости, то что говорить о рядовых подчиненных?! Правозащитники утверждают, что российские военные в пьяном виде совершают в Чечне сотни, если не тысячи, преступлений в год. Однако ответственность за это до сих пор понесли лишь считанные единицы. И это также один из показательных элементов российской политики в Чечне.