РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"
 
 

 

Ислам – религия ханифов

Селим Абралиев, для Чеченпресс, 25.05.05г.

 

Если принять во внимание, что чеченцы, относящиеся к нахо-дагестанской группе народов, являются древнейшим автохтонным народом Кавказа, то вполне резонен вопрос – какую же религию они исповедовали в древности?

Истинная религия во все времена была одна – Ислам – вера в Единого Бога. Приверженцев этой единственно верной религии называли ханифами. Ханиф – благочестивый человек, исповедующий Единобожие, соблюдающий ритуальную чистоту. Ханифы не примыкают ни к иудеям, ни к христианам. Ханифы – предтечи мусульман.

В Коране ханифом назван пророк Авраам (Ибрахим) (а.с.), чью религию – истинный монотеизм, возродил пророк Мухаммад (а.с.с.). Об Аврааме (Ибрахиме) особо в Коране сказано, что он не был ни иудеем, ни христианином. Не являются также иудеями, христианами рождающиеся на свет дети. Пророк Мухаммад (а.с.с) по этому поводу сказал: «Всякое дитя рождается в исламе. Это родители ребенка объявляют того евреем или христианином». (Хадис привел ал-Бухари, 23:79).

Чеченцы, будучи последовательными ханифами, то есть сохранившими свое благочестие и Единобожие, донесли до сегодняшних дней древние законы древних Пророков, кои были к ним посланы: «И не посылали Мы посланца иначе как с языком его народа, дабы мог он ясно объяснить им…». (Сура 14, «Ибрахим», 4).

Комментаторы Корана утверждают при этом, что всякий пророк, который посылался в мир, говорил на языке своего народа, однако не утверждается, что его народ, либо нация, к которой он принадлежит – единственные, к кому он должен передать послание. Причина, по которой пророк должен владеть языком народа, к которому он послан, в том, что он должен разъяснить послание этому народу, воспринимающему сие послание первым. Вот как объясняют содержание данного аята известные мусульманские богословы…

«Если некая весть должна что-то прояснить, она должна быть передана на языке, понятном народу, к которому направлен посланник. Тогда она может придти ко всему человечеству. «Язык» имеет и более широкое значение. Речь идет не просто о буквах или словах. Каждый народ или эпоха выражают свои мысли в определенной форме. Поскольку весть Аллаха универсальна, ее можно выражать во всех этих формах, и она является одинаково необходимой и обязательной для всего человечества. Поэтому она должна быть передана каждому человеку в соответствии с его способностью к восприятию. В этом отношении Коран особенно замечателен. Он понятен как для самых простых, так и для самых ученых людей» (Йусуф Али).

«В каждом Послании Аллаха заложена Его особая милость. Чтобы иметь возможность с соизволения Аллаха вывести людей из тьмы к свету, пророк должен владеть их языком и понятно объяснить, чего он хочет. Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует!) было ниспослано Откровение на языке его народа, хотя эта весть направлена всем людям. Его же народ должен был передать это Послание остальному человечеству, потому что срок его жизни был ограничен» (Сейид Кутб).

Не будем выяснять сейчас, на каком языке говорили протонахи и посланцы к ним, а выясним, какие же за законы и обычаи сохранили и принесли протонахи в сей мир?

Как известно, у мусульман один закон – Божественный шариат. А что же было до мусульманства, до шариата? По всей видимости, и пусть это не покажется кому-то из благочестивых мусульман странным, но это, все же – адат, в понимании закона древних протонахов – ханифов. Ведь как-то следовало называть те законы, по которым люди жили при Единобожии до шариата.

Если же, как мы ранее сказали, ханифы – предтечи мусульман, то древние обычаи и традиции единобожцев, названные адатом, должны содержать в себе и нормы шариата, ибо закон Творца – один во все времена! Он неизменен! Иначе говоря, если чеченцы являются прямыми потомками Ноя, то они, возможно, что-то приобретая, что-то теряя, принесли с собой в современный мир тот порядок жизни, который возможно существовал при древнейших пророках (а.с.).

Сегодня, к сожалению, нам неизвестно, сколько племен и народов жило в эпоху Ноя и Ибрахима, равно как неизвестны языки, на которых говорили народы древности и их пророки, но бесспорно то, что пророк Ибрахим, будучи последователем пророка Ноя, посылал откровения в том числе и протонахам, то есть предшественникам чеченцев.

А последним пророком, как известно, был Мухаммад (а.с.с), названный Пророком всего человечества. Через него откровения ниспосланы Аллахом каждому человеку на Земле, в том числе и чеченскому народу. Таким образом, протонахи, а значит и современные чеченцы, должны знать Слово Всевышнего, ниспосланное, по крайней мере, через трех пророков – Ноя (алейхи салам), Ибрахима (алейхи салам), Мухаммада (алейхи салату ва салам).

И, по всей видимости, чеченцы не сошли с Прямого пути, указанного Аллахом через пророков и посланников, потому что и сегодня они находятся в джихаде, сражаясь за Веру и Свободу других народов.