РАЗДЕЛ "ПРЕССА"

 

"Мир не обращает внимания на одну из самых жестоких войн в истории"

Моника Приэто,""El Mundo", Испания. Перевод с ИноСМИ. Чеченпресс, 09.05.05г.

Двадцать первое столетие, начавшееся с таких ужасных событий как взрывы 11 сентября и захват школы в Беслане, привели к зарождению мира, где человек надеется лишь пережить 'неутомимый страх, настолько же полыхающий и жестокий, насколько коварный и леденящий'. Такова, по меньшей мере, суть изложенного в новой книге французского философа Андре Глюксмана (Andre Glucksmann) 'Слово о ненависти'. Книга, которую в эти дни ее автор представляет в Испании, должна послужить 'введением в изучение природы ненависти человеческого существа'.

- В одном из докладов ЦРУ указывается, что за год количество нападений и терактов увеличилось втрое. Ненависть разрастается?

- Статистика показывает, что число таких происшествий растет, но вместе с размышлений на эту тему становится все меньше. Но, когда ненависть одерживает верх, когда событие подобное взрывам 11 марта в Мадриде приводит к изменению предвыборной тенденции, террористы начинают думать, что это их действия привели к иному результату выборов, и это заставляет их продолжать свое дело. Существует своего рода соперничество, в самом губительном значении этого слова, между террористическими группировками.

- Откуда берется вся эта ненависть?

- Как говорят классики, это ненависть к самому себе. Это ненависть любого, кто не может принять свое собственное беспокойство, свое страдание. Ненависть того, кто самоубийственным образом преувеличивает это беспокойство и страдание. Двадцатое столетие изменило лик планеты, правовые государства оказались в меньшинстве, народ боится и попрекает себя тем, что не может найти выход. Он ощущают себя свободным, но эта свобода вызывает у него беспокойство, и именно это беспокойство в отношении самого себя проецируется на других. Это приводит к тому, что во многих обществах существует ненависть к Западу, к евреям, к американцам и, как следствие, к женщине, потому как женщина - зеркало, в котором отражаются слабости и уязвимость человеческого существа. Учитывая современную тенденцию, согласно которой женщина больше не должна подчиняться мужчине, то, что телевидение и кино демонстрируют совершенно иные ее возможности, в мужчине рождается недовольство, и в этом своем недовольстве он упрекает женщину.

- Действительно ли наблюдается рост ненависти, или она просто пропагандируется?

- Сегодня ненависть мощнее, чем прежде. После падения Берлинской стены и прекращения существования двух блоков воля к свободе лишилась своих оков, что привело к таким мирным революциям, как украинская. Но более раскрепощенными стали и те инстинкты, что порождают терроризм, причем терроризм достаточно неконтролируемый.

- Некоторые полагают, что Вашингтон прикрывает свои военные операции гуманитарными миссиями. Штаты таким способом прячут свою ненависть?

- Бывают ситуации, когда гуманитарным миссиям необходима защита. После того, как в Багдаде было совершено нападение на представительство ООН, эта организация приняла резолюцию, в которой содержались упреки в свой адрес в том, что не были приняты необходимые антитеррористические меры. Существует опасность недооценить угрозу терроризма.

- Существует ли 'до' и 'после' оккупации Ирака? Ставится ли под сомнение, начиная с момента военного конфликта, политика Владимира Путина в отношении Чечни?

- Нет, это не после вторжения в Ирак никто не ставит под вопрос чеченскую кампанию Путина, длящуюся уже больше 10 лет. Само пренебрежение, тот факт, что не обращается внимания на одну из самых жестоких войн в мире, которая длится целое десятилетие - вот вопрос, который должны задать себе все те, кто выступил за мир и против военной интервенции в Ираке. Почему они не выступают против войны в Чечне? Когда я задаюсь этим вопросом, то прихожу к выводу, что они выступали не за мир, а против Буша. С моей точки зрения, война в Ираке не была превентивной. Это было выступление против длившейся более 30 лет диктатуры, которая привела к многомиллионным жертвам среди иракского населения. Эта война не была превентивной, ее начали с опозданием, она должна была начаться много раньше.