РАЗДЕЛ "ПРЕССА"

Парад в Москве расколол Восточную Европу

Сообщает из Берлина корреспондент "The Times" Роджер Бойес

Специально для Чеченпресс перевел Д. Дилми, 05.05.05г.

 

Балтийские государства и Польша, жертвы дележки между Гитлером и Сталиным, отчаянно спорят, должны ли они бойкотировать празднование победы в войне в России 9 мая или нет.

Проблемой, разделившей восточно-европейские страны, стал вопрос: был ли конец нацистской тирании началом советской диктатуры и оккупации? Утвердительный ответ на него означает, что 9 мая не является днем, в который следует праздновать освобождение Европы. Президенты Эстонии и Литвы решили, что опозорили бы свои страны, если бы стояли рядом с президентом Путиным на Красной площади на следующей неделе. Президент же Латвии едет в Москву, но обещает надавить на русских, чтобы они извинились за их издевательства над Балтийскими республиками.

Александр Квасьневский, польский президент, намеревался принять приглашение на Красную площадь. Под давлением соотечественников он решил остаться дома, но сказал: "В Москве мы празднуем победу над фашизмом, и мы должны признать, что русские сыграли большую роль в этом, потеряв миллионы жизней".

Однако многие польские ветераны, бывшие партизаны, которые были подвергнуты остракизму и часто арестовывались коммунистами после войны, выступают даже против такого жеста своего президента. Польские парадные полки были исключены - по настоянию Советов - из участников общеевропейского парада победы в Лондоне в мае 1945, несмотря на то, что полмиллиона поляков воевало бок о бок с союзными войсками. Россия настояла на том, что Польша не была государством-победителем и потому не должна участвовать в параде. Поляки все еще чувствуют боль от этой несправедливости. И, вопреки всему спектру политических деликатностей, они требуют, чтобы Россия открыла архивы о массовом убийстве польских офицеров в Катынских лесах в 1940 году.
Прежде всего, поляки и прибалты хотят, чтобы Кремль извинился за пакт Молотова-Риббентропа, который позволил русским захватить восточную Польшу и балтийские государства вскоре после того, как Гитлер захватил их с запада.

Для многих прибалтов немецкая оккупация была менее жестокой, чем советская. Русские обращались с ними безжалостно и высылали целыми поколениями в Сибирь. Бывшие штаб-квартиры КГБ и его отделений в балтийских столицах стали музеями национального страдания, летописями российской дикости. Те же ветераны, которые были на немецкой стороне, расцениваются многими как патриоты.

Арнольд Рюйтель, эстонский президент, сказал: "К сожалению, Эстония не смогла взять на себя ответственность за свое будущее после Второй мировой войны. Наша судьба была определена задолго до этого в соответствии с договоренностью от 23 августа 1939 года между Советским Союзом и фашистской Германией". Поэтому для него невозможно пребывание в Москве. Валдас Адамкус, литовский президент, такого же мнения.

Канцлер же Германии Герхард Шредер будет в странном положении в Москве 9 мая - на праздновании поражения его собственной страны.

"The Times", 3 мая 2005 г.