РАЗДЕЛ "ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ"

Шашка "Волчок"

Иса Асхабов, 28.04.05г.

 

"…У тебя нет крыльев Эль-Мурза, чтобы взлететь на небо,
Нет и когтей, чтобы уйти под землю.
Крылья мои - мое крымское ружье,
А мои когти - моя шашка Терс-маймал…"
(Песня Эль-мурзы, окруженного врагами. Начало XIX века.)

…А.П. Ипполитов, прослуживший в Чечне (в Аргунском округе) много лет, в 1868 г. писал: "Клинки с изображением на них двух волчьих голов... называются чеченцами терсмеймуль и почитаются за самые лучшие и ценные".

Упоминание о шашках Терс-маймал мы находим и в работе царского офицера, чеченца Умалата Лаудаева, который в 1872 году отмечал: "...Лучшими шашками считаются те, которые имеют на клинке изображение зверя; неизвестно почему, чеченцы спознали в этом изображении обезьяну, по чеченски "маймун", и назвали шашку: "терс-маймун". Русские это изображение признали за волка и называют такую шашку - "волчок""…

…Есть различные мнения, объясняющие термин Терс-маймал. Одни полагают, что Терс-маймал означает "ревущая обезьяна" (чеч. "терс" - рев; "маймал" - обезьяна). Однако мнение А.С. Сулейманова - краеведа, историка, поэта, посвятившего десятки лет топонимике Чечено-Ингушетии, расходится с мнением ряда ученых. Он считает: "Терс-маймал - клинок особой закалки и особой стали. В основу названия легло арабское "турс" - щит, "маймун" - меч...".

Клинкам Терс-маймал была присуща легкость, гибкость, значительная часть их складывалась в кольцо. Им был свойственен особый звон, свист, которые они издавали при сильных взмахах, в сражениях и сравниваемый в народе с ревом обезьяны. Проворство, ловкость обезьяны, ее пронзительный крик, способный влиять на психику, послужили, по мнению многих краеведов, поводом для оригинального названия клинка.

В числе этих точек зрения заслуживает внимание и мнение академика И.Ю. Алироева, склоняющегося к версии о существовании восточных клинков с изображением обезьяны, имевших высокое качество, широкую известность в Чечне и нареченных чеченцами Терс-маймал ("ревущая обезьяна"). Впоследствии, по мнению Алироева, чеченские мастера-оружейники сохранили популярное в народе название Терс-маймал и стали им называть собственные клинки с изображением своего символа - волка.

Возможно и еще одно толкование этого названия. В арабском языке среди значений слова маймун есть и "обезьяна", и "счастливый, благословенный, блаженный" (значения "меч" нет). Слово "терс" означает "щит". Сочетание слов "терс-маймун" можно истолковать как "благословенный щит".

В своей работе "Кавказская война" в разделе "Несколько слов о холодном оружии" В.А. Потто… отмечает: "Эти клинки, высоко ценимые на Кавказе, чаще попадаются в Чечне... Неизвестно почему чеченцы опознали в этом зверьке обезьяну - "маймун", отчего произошло у них и самое название клинков".

Изображение волка встречается и на изделиях европейских оружейников. Среди них первыми его употребили мастера немецкого города Пассау в XIV веке - изображение было заимствовано из городского герба. Бегущий волк выполнялся глубокой инкрустацией медной проволочкой. Клинки пользовались большим спросом. Эти же клинки на Кавказ могли проникнуть в XIV-XV веках…

В XVI-XVII веках появились подражания пассауским волчкам на изделиях мастеров города Золингена. Здесь изображения волка делались гравировкой, без инкрустации. В ХIХ в. золингенские "волчки" появились и на Кавказе, пользовались большим спросом у горцев…

Чеченские "волчки" Терс-маймал и сходны с золингенскими, и отличаются от них. Волк на чеченских клинках имеет не открытую, а закрытую пасть, кроме того, по обеим его сторонам расположены розетки с крестом внутри, так называемые "пчелы".

Как можно связать Терс-маймал с пассауским или золингенским "волчком" (wolf-klinge), трудно сказать. Однако более вероятно их существование независимо друг от друга, ведь волк - символ храбрости у чеченцев, упоминаемый в народных песнях и сказаниях, и его изображение было естественным также на раннем оружии. В пользу этой версии говорит и древнее вайнахское название бронзы - "борза" (волк).

Попавшие на Кавказ западные клинки с изображением волка могли понравиться чеченцам, и их мастера стали наносить на свои изделия изображение волка, приближенное к золингенскому и вместе с тем отличающееся от него (закрытая пасть, "пчелы"), сохранив при этом старое, популярное в народе и широко известное на Кавказе название - Терс-маймал. Рисунок волка в разные времена мог видоизменяться, в чем нас убеждает их разнообразие на кавказских клинках.

По словам потомков оружейных династий, некоторые шашки Терс-маймал не имели рисунка волка из-за запрета в мусульманской религии изображать живые существа.

* * *

Чеченское оружие прославилось саблями, шашками, кинжалами. Изготовлявшие их мастера были известны далеко за пределами Чечни. "Яростнее медведя оружие", "Как волк оружие", - говорили в народе не случайно: в закалке клинка использовали волчий и медвежий жир. Технология закалки передавалась от отца к сыну и держалась мастерами в тайне. Один из секретов дошел до наших дней: раскаленную пластину, привязанную к длинному шнуру из ремней, бросали в пропасть и быстро поднимали. Считалось, что скорость соприкосновения раскаленного металла с воздухом влияла на качество стали. На изготовление сабли мастер вместе с подмастерьем затрачивал более месяца, на кинжал - около двух недель.

Оружие горца было его гордостью, оно всегда блестело, бережно хранилось. Им украшали стены жилища, развешивая на коврах. Даже бедняки старались иметь качественное оружие.

"Нет более надежного помощника, чем клинок", - гласит народная мудрость. Кинжал использовался не только в бою, но и в труде, охоте, танцах. До Кавказской войны оружейники не сильно заостряли конец кинжала. Заколовший врага кинжалом считался плохим бойцом, не умеющим владеть оружием…