РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"
   

 

Жертве угрожают расправой два государства

Муса Стоун, «Кавказ-Центр», 26.04.05

 

Несколько дней назад германский журнал "Шпигель" сообщил, что по требованию Москвы в Германии была арестована официально признанная чеченская беженка Ася Домбаева. Власти РФ прислали в Германию просьбу о ее выдаче, обвиняя чеченку в убийстве 4 человек в Чечне. Согласно заявлению РФ, в 2002 году в ходе интервью немецкому телеканалу n-tv Ася Д. заявила, что в 1995 году она уничтожила 3 русских бандитов и одного коллаборанта. Сразу же после этого прокуратура ФРГ в Карлсруэ возбудила против нее дело. Дело, однако, было прекращено, так как беженка пояснила, что она действовала в рамках вынужденной самообороны.

Обстоятельства этого дела изложены в опубликованной в ФРГ книге об истории ее жизни. Заявление о ее выдаче на расправу в Россию было передано в Германию в марте этого года. Два с половиной года назад Шрёдер на встрече с Путиным обещал "пересмотреть" дело чеченской беженки.

Сейчас ее дело пересматривается высшим земельным судом в Карлсруэ. Если суд решит, что она подлежит выдаче, то последнее слово останется за федеральным правительством во главе с тем же Шрёдером.

Впервые о деле Аси Домбаевой стало известно в ноябре 2002 года. Р оссийское телевидение сообщало тогда, что генпрокуратура России обратилась к властям ФРГ с требованием помочь в расследовании совершённого Домбаевой (в репортаже ее представили как Субар Магомедову) убийства четырёх российских оккупантов.

В заявлении российской прокуратуры подчеркивалось, что она сама призналась в ликвидации оккупантов в интервью немецкому новостному телеканалу N-TV.

Что же произошло на самом деле? Кто эта женщина, что она совершила, и почему немецкое телевидение предоставило ей возможность выступить в эфире, а сегодня германские власти вдруг решили вновь возобновить расследования ее дела.

«А скольких убили они?..»

Ася Домбаева, живущая в Германии как беженка, стала известна немцам после того, как ряд газет и интернет опубликовали отрывки из книги, написанной с её слов немецкими журналистами. Как рассказала по телефону корреспонденту «Немецкой волны» осенью 2002 года сама Ася Домбаева, немецкие журналисты позвонили ей, чтобы узнать её мнение по поводу захвата заложников в Норд-Осте отрядом Бараева.

Ася Домбаева:

- Я сказала, конечно, это неправильно, но чеченские люди – все, которые находятся в Чечне – они все в заложниках. С 1999 года ни одного журналиста туда не допускают, они все находятся в смертном страхе. Я не знаю, наверное, это интервью им не понравилось. Я сказала, почему весь мир молчит, и никто не говорит об этом? Почему чеченский народ – детей, например, роддомы, больницы с больными людьми вместе уничтожили. Ни одной больницы у нас в Чечне нет, почему об том никто не говорит?

- Вы участвовали и в вооруженной борьбе?

- Я не участвовала в вооруженной борьбе, я была дома. А они ночью приходили, днем приходили, никак не давали жить в своем доме. Они мне угрожали каждый раз, что убьют. После этого я ушла и жила в горах, потому что не было возможности вернуться обратно, но я не воевала. Я не хочу живой попасть в их руки. Я знаю, как они издеваются. Они насилуют, ножами режут, детей вешают, режут, и никто об этом не говорит. Почему они требуют меня? За то, что убила троих наемников? А они сколько убили? Они сколько уничтожили народу?

- О Вас даже книгу написали...

- Да, в этой книге я написала правду.

«Война в Чечне – это государственный терроризм»

Экхард Маас, председатель Германо-Кавказского общества, журналист, читал эту книгу. Вот что он рассказал в интервью той же «Немецкой волне»:

- «Это безумно интересный роман, критичный взгляд на чеченское общество. В этом романе она рассказывает, как она жила в первую войну в Грозном и всегда кормила чеченских боевиков. И потом уже на нее напали русские, и когда они в третий раз пришли, она убила четырех человек, пока они не убили ее. Она просто защищала себя. Она до тех пор не знала, как стрелять. Но когда они потом пришли, она с балкона их убила, - так в романе. И потом против нее была кровавая месть, потому что среди этих четырех наемников находился один чеченец. Семья этого чеченца требовала ее смерти и смерти ее детей. Не от русских она сбежала, а от чеченцев из Чечни в Германию.

Борьба партизан, боевиков – это справедливая война против русского агрессора, борьба за независимость. Русская война в Чечне является государственным терроризмом. Они производят теракты, они уничтожили десятки тысяч мирного населения в Чечне. Разрушили 80 процентов жилых домов, инфраструктур и разрушили социальный строй. Все люди стали беженцами и у них больше нет надежды на мировые организации ООН, ОБСЕ или другие – все закрывают глаза. И в этом отчаянии они поэтому уже действуют сами….»

Делом Домбаевой занималось Министерство юстиции Германии. В 2002 году, после заявления российской прокуратуры это министерство официально заявило, что никакого запроса из России не поступало. Представительница Международного общества Германии по защите прав человека Ванда Ванзидлер, занимавшаяся вопросом Домбаевой заявила тогда, что учитывая ситуацию в России и в Чечне, а также то, что в РФ до сих пор не отменена смертная казнь, Асю Домбаеву власти Германии не арестуют и не выдадут Москве.

С тех пор прошло 2,5 года. Оптимистические прогнозы немецкой правозащитницы не оправдались. Очевидно она не учла силу дружбы Шредера и Путина.